Беги, Палыч, беги!

 

В Русском драматическом театре им. Н.А. Бестужева состоялась премьера нового сезона - «Осенний марафон» режиссера Сергея Левицкого.

 

Пьеса петербургского поэта и драматурга Александра Володина «Горестная жизнь плута», по ней  в 1979 году был снят известный одноименный фильм Георгия Данелия с Олегом Басилашвили, говорят, остается одной из самых постановочных на российских подмостках. Спокойная, стабильная жизнь советского гражданина Андрея Бузыкина вдруг превращается в какой-то бесконечный марафон, где ему приходится бежать, уноситься, удирать, улепетывать, драпать. От жены к любовнице, от любовницы к работе, от работы к обязательствам, к действительности, быту, жизни.

Но если в фильме история – это повествование, и даже где-то начинаешь сострадать и сочувствовать герою, то у Левицкого здесь скорее злость. Нет, не к герою, а к себе самому, к обществу, к действительности, которую мы создаем, от нее все время хочется убежать. Это только кажется, что принять решение и поставить точку единственное верное для героя. Но на дворе осень, как сейчас, а за окном Ленинград, такой же, на удивление маленький, как Улан-Удэ. 

- Вся та жизнь, показанная в спектакле, фальшь, - заявляет известный общественник, пришедший на премьеру, Андрей Бородин. - Пьеса писалась в годы застоя. И мы сейчас возвращаемся к этим временам. Сейчас тоже фальшивое все: чувства, отношения, работа, чьи-то заслуги, взлеты и падения – закон случайностей. Мы сами пытаемся загнать себя в рамки, будь то, недавние выборы в Госдуму или что-то другое. Мы делаем выбор, ограничивая себя какими-то условностями, а в итоге получаем то, что есть, и каждый делает вывод для себя. Одно только отличие, что тогда они не могли позволить себе что-то изменить, а мы сейчас были в силах это сделать, но почему-то это не сделали. 

В постановке Левицкого  можно увидеть интересные интерактивные приемы, например, для того, чтобы усилить эффект героя, находящегося все время в движении, за ним следует камера, а действо проецируется на экран. Интересен и реквизит, например, куклы-неваляшки, играющие не то роль будильника, не то дверного звонка или ключа к разгадке триллера, к которому приводит финал. 

Спектакль любопытен еще и потому, что на сцене изображен Ленинград в миниатюре. Этот эффект позволил его героям находиться как бы в «карточном домике», готовом развалиться на мелкие детали в любой момент. Главный герой не вырывается из напряженного круга, а вновь и вновь закапывает себя обязательствами, обещаниями, разрушая жизнь окружающим. 

Ко второму действию герой проявляет напористость и желание поучаствовать в том, что раньше игнорировал и плыл по течению. «Вы, почему меня игнорируете? Я еще здесь!» - восклицает герой, когда его жизнью начинают распоряжаться, будто она ему уже не принадлежит. А потом через некоторое время заключает: «Я советский человек, меня голыми руками не возьмешь!». Немного позже, после известной сцены (как в фильме), когда его приятеля забирают в вытрезвитель, звучит, как будто, главный лозунг спектакля: «Палыч, беги!».

Помимо открытий режиссерского плана, в театральной постановке задействована новая актриса Елена Заиграева, ранее игравшая в Омске и Санкт-Петербурге, недавно вернувшаяся в родной Улан-Удэ. Она играет в «Осеннем марафоне» жену главного героя Нину.

- Это удивительно для меня. Я не ожидала, что меня назначат на роль супруги Бузыкина Нины. Страха нет, есть ощущение большой ответственности, так как эта роль все-таки взрослого человека, а я нахожусь еще на рубеже, так сказать, между молодостью и зрелостью. А в театре приняли меня замечательно», – поделилась Елена Заиграева.

 

Мария Ханхунова для «Республики»

Фото предоставлено пресс- службой театра