Бурятия отдала Север без боя

 

Муйский район уже давно фактически не принадлежит республике

 

Самый молодой, самый северный и самый  потенциально богатый район Бурятии находится в оперативном управлении кого угодно, только не республиканских властей. Виновата ли в этом география или история (Муйский район был создан к окончанию строительства БАМа), но печальный факт налицо.

Недавняя история с замерзающим Северомуйском об этом красноречиво напомнила. Я родилась и  прожила на БАМе большую часть жизни, из них 10 лет в Таксимо. Сколько себя помню, Северомуйск всегда замерзал, буквально каждую зиму. А как иначе? Дома из фанеры, котельные бамовской эпохи, которыми легче топить улицу, чем квартиры, а на улице минус 40 в ноябре.

Я немного напомню, что большинство населенных пунктов на БАМе строились под конкретные цели. Северомуйск, Тоннельный и Разлив были поселками, обслуживающими  строительство самого протяженного в мире тоннеля. Соответственно, после завершения стройки, поселки вместе с людьми просто стали не нужны. Тоннельный и Разлив закрыли сразу,а вот Северомуйск, как второй по величине поселок в Муйском районе после Таксимо зачем - то оставили.

До начала двухтысячных  почти вся инфраструктура Муйского района была  на балансе РЖД: больницы, школы, детские сады, котельные. Это были  последние крохи социалистической мечты, с которой строился БАМ. И до того момента, когда естественная монополия в рыночных условиях скинула с себя все социальные бамовские обязательства, район жил неплохо, даже вечно замерзающий Северомуйск, потому, что для своей котельной железнодорожники всегда находили уголь, пусть в долг, пусть в долг безнадежный, но 10- 15 вагонов всегда находили. Сейчас об этом нельзя и мечтать. Однако,  ситуацию можно было  не доводить до сегодняшней.

Сегодня происходит следующее. После того как РЖД ушел из инфраструктуры района, на его место слетелись аферисты и голддиггеры разных мастей. В основном иркутяне и москвичи. Бурятию по традиции собственный север не интересовал.  Главы района менялись как перчатки и каждый заводил каких- то своих друзей, на котельные, на энергетику, на воду, то есть на все то, где есть живые деньги населения. И деньги не маленькие,  северная квартплата- это две улан-удэнских. Фирмы однодневки, собрав деньги, благополучно сваливали, открывались новые, которые принимали дела уже с долгами и, конечно, вешали все это опять на людей.  И так раз за разом, год за годом. Естественно, никто, чтобы не упустить маржу, в ремонт котельных, даже относительно новых и функциональных, не тратился, а в экстремальных условиях это чревато авариями и поломками в минус 50. В принципе,так и происходит. Но, вы не поверите, это опять же на руку как местным властям, так и многочисленным управляшкам с непонятным прошлым. У них всегда есть прекрасный актив, который можно заложить или взять в заложники - местное население.

Вот вчера после двухнедельного раздумья  правительство Бурятии дало в долг Муйскому району  19 миллионов рублей на уголь.  И если верить сообщениям в СМИ, то до района дошло уже 17, а до замерзающего  Северомуйска пять, что дико возмутило  поселкового главу. О чем говорит конкретно эта ситуация?  В правительстве ситуацию прекрасно знают, почему нет угля, почему ломаются котлы, почему не проводится ремонт, но быть крайними в этом не хотят. Потому, что  по традиции, по ментальным ощущениями чиновников север не их головная боль. Это автономия, в дела которой не лезут, но и не помогают. В крайнем случае это проблема  “северного князя” зампреда Иннокентия Егорова, но он, как всегда, все проспал. Тем не менее, после двух недель противостояния и взаимных упреков с северной вотчиной,  Наговицын сдался,так как формально Муйский район все еще Бурятия, а в ней , как все мы знаем, он хозяин.

И в правительстве прекрасно понимают,что до конца зимы далеко, а эти 19 миллионов просто большая взятка, возможно, данная в связи с предстоящими выборами главы. То есть это не решение проблемы, а позорное следствие запущения и бардака на севере.  И единственное, что сейчас, в этих запущенных условиях, может сделать власть, так  это просто переселить людей в более комфортные климатические условия, чем сейчас активно и занимается.  То есть  просто сдает север без боя. О попытках покусаться за золото, нефрит, лес, торговые сети и т.д. речи даже не идет. То же самое происходит и в Северо- Байкальском районе.

Причем, очень обидно, когда в правительстве болезненно реагируют на разговоры об отделении от Бурятии других приграничных районов, например, Кабанского, а вот на Муйский, Северо- Байкальский и Баунтовский, которые уже давно поделены между Иркутской областью и Забайкальским краем, как - то все равно.

Евгения Балтатарова, “Республика”