«Для тех, кого мы когда-то потеряли»

 

Морихиро Ивата, Олег Юмов и Баярма Бобоева рассказали о своем творческом детище.

 

20 и 21 мая в Филармонии пройдет премьера спектакля «Элегия». Об одном из самых ожидаемых культурных событий столицы говорят сами создатели постановки.

Азиатский симбиоз

Приближается премьера спектакля - буто «Элегия», над которым трудятся одинаково талантливые режиссер Олег Юмов, главный балетмейстер Бурятского театра оперы и балета Морихиро Ивата, актриса Молодежного художественного театра Баярма Бобоева, художница Александра Дугарова и искусствовед Надежда Абзаева. Драматургия японского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе Ясунари Кавабата нашла отражение в творчестве каждого из участников творческого процесса, где каждый пробует то, что ранее было недоступно.

Морихиро Ивата впервые пробует себя в качестве драматического героя, а актриса Баярма Бобоева танцует и играет на фортепиано. Если для режиссера Юмова тема Японии скорее хобби, он периодически окунается в японскую тему, то для остальных это настоящий междисциплинарный эксперимент, в Улан-Удэ такого раньше никто не пробовал. Тем более, что спектакля по этому произведению  Ясунари Кавабата в мире также не ставил никто.

- Когда ездишь по разным городам или странам и смотришь репертуарную политику их театров, то она очень богата и разнообразна., что не скажешь про нашу. Там можно увидеть и американскую классику, и русскую обязательно, а Азия практически не представлена, как-то несправедливо. У нас же в городе очень мало театральных альтернатив. Мало представлено других стран. Вопроса «Почему мы ставим японского автора?» - не должно быть. А почему нет. Это ведь очень классная драматургия. В следующий раз может мы возьмем и поставим спектакль индийского автора. Хорошо, чтобы у зрителей была альтернатива, - говорит Олег Юмов.

Женская драматургия

- Мне сразу очень понравился текст. Я понял, что очень хочу сыграть, но потом начались трудности: тут не совпадает по тексту, там что-то не получается. И музыка и текст должны хорошо звучать. И пластика должны быть гармоничны, - говорит Морихиро Ивата.

- Мори не просто иллюстрирует танцем то, что говорится в тексте, но интересно то, что у них с Баярмой появляется история. Она не может танцевать и говорит, а он не может говорить, но может двигаться, - говорит Олег Юмов. - Мори играет мир духов. Он, который умер, она, которая жива. У Тацуе Сан даже нет его имени. Как его зовут? Возлюбленный.

Морихиро: Тут изюминка, нет имен, а есть какой-то персонаж, без имени. Зритель постоянно себе что-то представляет.

Баярма Бобоева сыграла глубокую женскую роль, фактически “Элегия” стала женским моноспектаклем.

- Ощущение такое, что все для меня впервые. Это углубление в материал. Работать с Мори и Олегом – большая удача. Касаемо роли, скажу честно, я никогда не сталкивалась с такой хорошей драматургией. Вселенская тема. Касается каждого человека. Мы сложно привыкаем к тому, когда человека становится рядом. Спектакль поможет взглянуть на мир с другой стороны. Относиться к жизни не просто к проходящей, а задавать для себя: вопросы, почему именно так. Я сразу не поняла материал, скажу честно, но на репетициях, мы разбирали его подробно и постепенно я начала понимать. Мне это помогла мне больше чувствовать жизнь, - говорит Баярма.

- Женской драматургии очень мало, замечает Олег Юмов. - Для женщин очень мало достойного материала. Вокруг все в основном о мужчинах. Меня, например, очень удивило, то, как мужчина написал так точно и глубоко о женщине. Это не чисто японская вещь, эта история может случиться с кем угодно: с буряткой, монголкой, японкой и где угодно.

Благодаря Морихиро мы буквально сделали ее возлюбленного. Жаль, что к этой литературе ранее не было интереса.

Элегия для зомби

- Благодаря Кавабате мы поднимаем очень важную тему. Сейчас очень много вокруг нас: интернет, ТВ, мы не можем оставаться одни сейчас не выпускаем телефон из рук. Мы даже в туалет без телефона не ходим. Проблема современного мира в том, что мы не создаем такие моменты, когда можно побыть в состоянии одиночества. Мы – зомби. Надо каждому человеку побыть в состоянии элегии. А то мы все время куда-то несемся, если мы куда-то идем, нам везде нужен праздник, шоу. Нам надо все время удивить зрителя. Мы сами его так приучили. А иногда не хватает душевности. А когда он будет думать, чувствовать? Вот за этот месяц мы погрузились в состояние элегии. Это маленькое скромное произведение заставило нас побыть в элегии, - говорит Олег Юмов.

- Некоторые вопросы европейцам очень сложно объяснить. Например, реинкарнация, потусторонний мир, улан-удэнскому зрителю это будет понятно, я думаю, без слов, - заметил Морихиро Ивата. - В спектакле затронута тема не просто любви, но утраты. Ведь все мы умрем когда-то. Это очень человеческая история, как пережить утрату и как жить дальше. Мы посвящаем его всем тем близким людям, которых мы когда-то потеряли.

 

Беседовала Мария Ханхунова, «Центральная газета»