Евгения Балтатарова: “СМИ больше не существует”

 

Глобализация интернета отбросит человечество в каменный век информации.

 

Да,  сми больше не существует. Средство массовой информации на сегодняшний день одно - интернет. Массовее не придумать. Когда именно  в России умерли сми сказать трудно, может быть это произошло, когда Комсомолка перестала выпускаться просто дикими какими - то тиражами  в десятки миллионов экземпляров, возможно тогда, когда Лента ру  набрала свой первый миллион в сутки.

Здесь можно возразить, что ведущие бумажные, радио и телевизионные сми  успешно заходят в интернет и там существуют в каком  - то подобном формате, но целое всегда будет  больше своих частей, а интернет всегда будет больше суммы сми, находящихся там. И  различий между ними  в интернете для читателя сейчас почти никаких нет. Бренды все еще держатся, но к брендам мы еще вернемся, как и к роли агрегации или воровства контента.

Вся эта история с уходом сми в интернет для меня действительно напоминает смерть. Информация, заключенная на  каком - то физическом носителе: бумаге, радиоприемнике, телевизоре вдруг потеряла свою оболочку и вознеслась. Я думаю, с развитием технологий, в скором времени для потребления информации нам даже не нужны будут компьютеры и гаджеты. Как в одном из эпизодов Футурамы - “EyePhone” (Глазфоны -  фонетический калмабур, читается также как Iphone) имплантировались прямо в глаза для выхода в интернет.

С одной стороны мы на пути к искусственной телепатии и коллективному разуму, что наверное очень круто, но с другой мы можем вернуться в каменный век информации, когда новости передавались из уст в уста, а в обществе особо ценились рассказчики легенд и всевозможных интересных историй. Потому, что единственная роль, которую бывшим сми оставляет интернет - это генерация контента без возможности на нем заработать, что означает не просто смерть сми, но и изменение базовых концепций передачи информации.

После отбрасывания оболочки у сми осталось важное ядро - редакция, профессиональные коллективы, качественная журналистика, которую никогда не сможет до конца заменить пользовательский контент. По сути это роль завода, который делает продукт, но сам его отгрузкой и продажей не занимается. А без доходов завод  работать не может.

Сегодня существует две глобальные проблемы, которые пытаются решить издатели и  редакторы. Издатели  ищут новые бизнес модели, а редакторы модели форматные. Конвергентная журналистика и блаблабла. Причем поиски эти взаимосвязаны. Формат и бизнес, бизнес и формат. Короткие тексты, больше картинок, Медуза вообще карточки ввела #длятупых.  Ну и всё такое подобное, приемов  вагон и маленькая тележка.

А вот бизнес модель пока одна  и ничем она от традиционной модели, скажем, в газетном деле, не отличается. Платная подписка и реклама.

Платную подписку  первыми начали вводить авторитетные медийные бренды, ориентированные на премиум класс. На Западе это Таймс, Вашингтон пост,  у нас Ведомости, Дождь вот тоже себя в элиту записал. Но вы ведь уже почувствовали, что эта модель может быть и рабочая, но не для всех.  Да, спрос на элитные продукты был всегда, в нашем случае  подписные сайты - это элитные клубы с информацией для своих. Но такой ход, даже местами успешный, не отменяет факта, что модель эта старая, родившаяся вместе с газетами, которая вместе с ними и умрет.  

Попытка закрыть информацию и сделать ее элитной в интернете похожа на попытку нести воду в решете. О недостатках этой  модели написаны гигабайты информации, начиная с того, что это существенно сужает круг рекламодателей, источников и спикеров, заканчивая тем, что новости живут не долго, эксклюзивы и того меньше. Через минуту, час или день вчерашние новости становятся частью информационного поля, доступного абсолютно всем.  Подписку, конечно, можно использовать как понт, но машины и айфоны в этом плане как - то круче.

Попытка зарабатывать на посещаемости собственных ресурсов, как раньше это делали на тиражах, тоже сомнительна. У вас всегда будут конкуренты с большей посещаемостью - это агрегаторы. Самые масштабные из них Гугл, Яндекс, Фейсбук, Вконтакте и т.д.  Вот кто действительно зарабатывает на своей (и на вашей в том числе) посещаемости. Не говоря уже о миллионах сайтов, которые занимаются копипастой, рерайтом, обзорами и тематическими подборками. Никакими способами, ни физическими ни юридическими это остановить нельзя.

Информация, какая бы эксклюзивная и интересная, авторская и качественная ни была, перестала быть товаром. В один момент. Так что интернет при всех своих плюсах имеет и минусы, которые мы пожнем еще в самых неожиданных местах.