Корейское сумасшествие

 

 

Почему бурятская молодежь увлеклась корейской культурой?

 

Кушоны, кимчи, анимэ, К-рор, дорамы и многое другое. Это названия нового фетиша современной бурятской молодежи. И все это плоды корейской культуры, поглотившей Бурятию в последнее время. Откуда такая популярность «корейской волны» и что за этим кроется? 

Shin Seiki 2017 – юбилейный фестиваль японской анимации и культуры, который пройдет в Улан-Удэ с 11 по 12 августа. В программе косплеи, работа художников, рисующих в стиле анимэ, клипмейкеров, участие в танцевальных конкурсах, мастер-классах и многое другое. Ажиотаж у фестиваля впечатляет: уже в первые дни объявления о мероприятии, заявки на участие подали почти сотня человек. А ведь этот фестиваль проходит в столице Бурятии уже десятый год подряд. Чем корейская культура поражает ее поклонников остается лишь догадываться. 

А вот что в ежедневной программе тысяч бурятских школьников гадать не приходится. Внешний вид, манера одеваться, жесты и разговоры выдают увлеченность южно-корейской культурой. А ведь каких-то 5-6 лет назад ничего подобного не было.

Переплюнуть Японию

Повальное увлечение корейской и японской массовыми культурами – это для Бурятии явление далеко не новое.

В 2014 году в Улан-Удэ большой популярностью пользовался фестиваль японской культуры. Его участниками были в основном любители аниме из Новосибирска, Читы, Иркутска и Бурятии. Это люди, которые своими руками создают костюмы любимых персонажей и перевоплощаются в них. Многие стремятся профессионально создавать мультфильмы в японском стиле. Приверженцы этой культуры – школьники и студенты.

В середине нулевых это была «японская волна», которая смела под собой такие субкультуры, как эмо. На смену им пришли куда более смелые стили. Например, японские гяру. Их стиль: искусственный загар, длинные осветленные или крашеные волосы, мини-юбка с сапогами, яркая одежда, много макияжа, накладные ресницы — для девушек; облегающая одежда с V-образным вырезом и пышные каштановые волосы до плеч — для юношей (гяруо). Образ жизни гяру также отличается: клубы, шопинг, красивая жизнь за чужой счет, раскованное поведение, тусовка. Субкультура из Японии быстро перетекла в Бурятию. Здесь тоже существуют свои гяру. Правда, если в Японии гяру бросает вызов традиционным японским ценностям и образу женщины, подчеркнуто прививая красивую жизнь из глянцевых журналов, то в Бурятии – это просто погоня за необычными впечатлениями и способом самовыражения. Интерес ко всему этому привязан к желанию стать героем мультфильма. Причем героем с мультяшной внешностью в жизни, а не персонажем на экране.

Раньше многие подростки и не только увлекались, и до сих пор увлекаются, японской анимацией «аниме» . Но сейчас многие анимешники, дизайнеры и прочие люди творческой натуры заинтересовались Кореей. Так зародилась «корейская волна».

Корейская волна – понятие, появившееся в 1990-х годах. Но истинную популярность она приобрела именно сегодня. И началось все с западных стран. По факту – это новая субкультура образа фрика. Сегодня вообще в молодежной среде модно отличаться и быть откровенным фриком, иначе легко потеряться в толпе.

Бешеное увлечение Кореей создало целую индустрию, в которой развиваются творческие личности. Россия для Кореи на данный момент стала «культурным» рынком, для Японии же - нет. Возможно, это связано с тем, что в России есть довольно большая корейская диаспора. В Бурятии свой интерес довольно непринужденно объясняют сами подростки.

«Мы внешне похожи на корейцев. Мне нравится одеваться, как корейская молодежь. У них очень стильные вещи. Нравится танцевать в стиле К-рор, музыка известных корейских групп. В этом есть что-то не просто красивое, но и загадочное. Часто выходим с друзьями на улицу, по магазинам, например, и все на нас смотрят. На нас цветные парики, линзы, девочки накрашены, как герои мультиков. Люди реагируют нормально. Многим нравится. А мы любим быть в центре внимания», - говорит закончившая в этом году школу горожанка Лида.

Но корейская культура демонстративности не просто помогла молодежи оказаться в центре внимания и преобразится внешне. Сегодня Корея проникла буквально во все сферы жизни Бурятии.

Так, успешно работают кафе с корейской кухней, торговые точки с корейскими товарами: одеждой, косметикой и сувенирами, в парикмахерским бум на прически в стиле К-рор. Этим летом на улицах заметно прибавилось девушек и даже женщин в возрасте с модным окрасом волос в яркие кислотные цвета: розовый, оранжевый, синий, перегидрольно белый, ярко желтый и другие. Неестественность внешности – главный атрибут современной моды по-корейски. А танцевальные классы забиты желающими научится танцевать в стиле музыкальных корейских клипов – К-рор.

Началось же все именно с косметики. Корейские кушоны – тональные средства стали бомбой продаж, из-за своего превосходного качества, затем на бурятский рынок пришли и другие продукты. А свобода самовыражения позволила превратить все это в индустрию массовой красоты. Если в Корее что-то в моде, то это носят все. Эта тенденция понравилась и жителям Бурятии.

Милые как дети

«В Южной Корее тоже есть свое аниме, манхва, которая не менее интересна, чем манга, но главное, что нравится сейчас многим, это к-рор и дорамы (телесериалы). Нигде, как в Корее не снимают таких качественных дорам, даже Япония в этом плане вне конкуренции. Заводные корейские песенки - это совсем не российский шоубиз. Это другой мир. Герои корейских сериалов забавны как дети, это, порой, поинтереснее даже, чем аниме», - считает бурятская молодежь, увлеченная корейской поп-культурой.

Конечно, за стремительное распространение моды на все южнокорейское нужно благодарить соцсети и YouTube. Ведь именно там стали впервые появляться первые переводы с хангыля и воодушевленные рассказы о Южной Корее.

При этом чрезмерно тратиться на все прелести соответствия новой культуре и не обязательно. Молодежь приноровилась приобретать брендовые корейские вещи в интернете дешевле, че в бурятских магазинах. Единственное, на что не скупятся и подростки, и взрослые – это походы в корейские кафе в Улан-Удэ.

Что касается корейской моды, то у корейцев есть чему поучиться. Их мода пользуется особой государственной поддержкой. Все началось в 1960 году, когда в Сеуле (столице республики) начали открывать швейные фабрики, чтобы создать новые рабочие места и укрепить экономику. Довольно быстро корейская одежда стала продаваться по всему миру, а ее дизайнеры и мастера обрели обширные знания в области того, что люди хотят носить и как удовлетворить их модные запросы самым лучшим способом.

Естественно, российские бренды о подобном подходе и популярности мечтать пока не могут. Такой же государственный стратегический подход у Кореи и к музыке, и к производству товаров.

Правда, пока до конца непонятно, как долго продлится всеобщая эйфория от южнокорейской культуры. Психологи говорят, что человек так устроен: необходимо на что-нибудь «заморочиться». Поэтому весьма вероятно, что после спада этой моды в Бурятию придет нечто гораздо экстравагантное.

 

Татьяна Иванова, «Центральная газета»