Свидание в роще Чингисхана

 
Корреспондент «Республики» съездила на популярную экскурсию к Меркитской крепости в Бурятии.
 
Стрелки на часах недалеко убежали от полудня. Почти 110 км от Улан-Удэ. Пейзажи за окном, как картины, принадлежащие кисти неизвестного гения, иногда сменяются видом пышных добротных домов и убогих хибар с еле живыми обитателями и дотла выгоревших плачущих долин и степей.
 
Дышат полной грудью  добрые попутчики -  детишки лет эдак от 6 - 10, так явно и ярко представившие будущий поход по горе великой, что теперь храпят устало и посапывают в бреду сладкого сна,  их мамы - молодые и свежие, словоохотливая дама прекрасного возраста под 50, мечтают о чем-то своем несколько компаний подружек, иногда хихикающие звонким смехом. А у окна мирно сидит и вертит любопытными зрачками мой верный друг.
 
Только вчера казалось, что «путешествовать по Бурятии – это совсем не круто, это нудно, лучше хотя бы в тот же самый Тай», но сегодня тебе уже хочется сюда вернуться и не раз. 
 
С шумом распахивается дверь  автобуса и всей сонной гурьбой окунаемся в  ловушку  из смеси запахов: здесь и вкус свежего вкусного мяса, бурлящего в котелке у ранних соседей за длинным столом, куда хозяйка небрежно бросает приправы. Кажется, таким угощением своих героев-воинов меркитов и встречали их древние жены.
 
Опьяняет как архи чистый воздух, попутчики начинают кашлять и чихать, будто «пойманы» аллергией, но потом все проходит и дыхание их успокаивается.
 
- Неужели это и есть Легендарная Меркитская крепость?
 
- Захватывает дух!
 
- Это просто Великолепие!
 
- А что это вот красивое там цветет? Абрикосовая роща? Неужели!
 
- Именно здесь и проходили бои Чингисхана с меркитами, - кто-то начинает исторический рассказ, а мой неэмоциональный друг мягко толкает меня и тихо шепчет: «Даже я, деревенская, таких видов не видала! Вот тебе и Тугнуйская долина, вот тебе и Красота!».
Взору предстает Могущество – природный памятник истории. Меркитская крепость сегодня - это не крепость в привычном смысле этого слова. Это Укрепления и Скалы. Уже на коротком подъеме по тропе нещадно истошно начинают давать сигналы «стоп» непривычные к нагрузкам икроножные мышцы. Но, увы, мысли о диване и море на Тае уже в прошлом.
 
Яркими цветами-лепестками, как у японской сакуры, встречает нас  та самая реликтовая Абрикосовая роща Чингисхана. Поговаривают, что цветет она всего одну неделю весной. На мой неосведомленный взгляд показалось, что приехала я вовремя «Спасибо, Бурхан». Как и полагается, решили понюхать. Не пахнет совсем!
 
 
Несколько десятков метров по каменистой тропе, участился пульс, а дыхание стало сбивчивым – мы очутились в очень завораживающем месте. Кругом большие и маленькие пирамидки из камней. Кажется, здесь свое убежище нашел Святой Смысл.
 
- Это камни туристы кладут, - разъясняет гид. – Считается, что каждый человек на обратном пути должен обязательно из прихвативших камней сделать вот такие пирамидки, которые, будто бы символизируют здоровье человека. Но я вам делать такое строго-настрого запрещаю! Не нужно, чтобы сотворенные руками пирамидки с благими намерениями вот так вот изменяли вид исторического памятника.
 
Путь продолжился далее, все выше и выше. Дурманит душистый воздух, он какой-то хвойный, немного травяной и цветочный. Идти немного тяжело, но ты начинаешь невольно выпрямлять спину, глядя на других участников – группы - ветеранов с яркими лентами на руках, мужчину с малышом, которому, кажется, всего годик или два.
 
По дороге встречаем знаменитую достопримечательность – Дерево Здоровья. Оно преграждает дорогу путникам. Обойти его невозможно с двух сторон, потому что слишком круто с левой стороны, а с правой – совсем нельзя. Можно лишь пройти под его засохшими мощными ветвями. Гид сразу же предупреждает – нужно дерева коснуться четыре раза и ты распрощаешься со всеми недугами и болезнями. А вот на обратном пути – пройти под ним, стараясь не прикасаться телом к ветвям.

Дальше по пути взгляд останавливается на долгие минуты на скальниках, на которых еще сохранились элементы былых укреплений народа. Скалы, думается, выступали ограждениями или защитой во время войн меркитов с великим полководцем Чингисханом. Скалы торчат будто прямо из земли, но некоторые являются  творениями рук человеческих. Наверняка была великая стройка века.
 
Натыкаемся на одну из пещер с узким проходом. Внутри сыро и темно. Есть предания, что в многочисленных пещерах меркиты хранили сокровища. Побывав немного в пещере, чувствуешь себя жутковато, в темноте начинает что - то казаться.  Кто-то из попутчиков шепотом говорит: «Верьте не верьте, но моему другу подарили слиток драгоценного меркитского металла, найденного когда - то на раскопках».
 
С давящими шекспировскими размышлениями «Верить или не верить», угощая духов крошками хлеба и жуя бутерброды, по дороге натыкаемся на чудо-камень с углублением, потом на второй и на третий. Кто-то верит, что в них меркиты зажигали сигнальные огни, чтобы оповестить соплеменников о нападении врага.  Кто - то считает, что такие углубления «сделали» дожди.
 
 
Уже шагаем бодро – открылось желание увидеть больше чудес. « Встречаемся» с двумя «гудящими» камнями, которые обладают,  как говорят многие жители и ученые, невероятной силой. Рассказывают, что к камням приезжают нуждающиеся в небесной помощи люди и шаманы, проводящие здесь обряд. «Один камень помогает тем, кого преследуют неудачи в любви, другой, по легенде, исцеляет женщин от бесплодия. «Гудящими их назвали потому, что человек после проведения обряда должен как можно сильнее обхватить один из камней, и рассказывают, что в этот момент глыба начинает гудеть, а тело словно сливается с камнем, и через него проходит огромная энергетическая сила», - написано на одном из сайтов, посвященных достопримечательностям Мухоршибирского района.
 
Трехчасовой тур подходит к концу. Разгоряченные люди дружно фотографируются на фоне великого сооружения, пьют целебную воду-аршан в бутылочках, набранных в роднике совсем недалеко от подножия горы. Верят, что умывшись ею и испив, можно избавиться от болезней.
 
Друг-философ изрекает: «Хм, болезни ушли, дышится легче, дурная голова посветлела».
 
Не тщательный, не совсем торопливый осмотр Меркитской крепости еще не завершен. Сюда нужно еще раз приехать. Бурятия – богатая священная земля, которая хранит еще множество тайн. Люди едут их разгадывать. И я поеду еще не раз.
 
 
 
Сурана Ринчинова, «Республика»