Татьяна Думнова: "Опыт создания ОЭЗ в России оказался не безупречным"

 
 
Экс- министр экономики Бурятии,  а ныне председатель комиссии по экономическому развитию и ЖКХ Общественной палаты Бурятии считает, что на заявленное стремление следовать лучшей мировой практике в развитии особых экономических зон, Россия пошла своим путем.
 
 
К сожалению, 16-летний накопленный опыт создания в России ОЭЗ в очередной раз оказался небезупречным. Задуманные как драйверы развития территорий туристско-рекреационные особые зоны так и не стали во многих случаях таковыми.
 
На протяжении ряда лет процесс создания и функционирования ОЭЗ в России происходил непоследовательно и беспорядочно. Ради объективности нужно отметить, что российская нормативная правовая база создавалась практически эмпирическим путем и «зияла» пробелами в российском законодательстве. На федеральном уровне менялись органы управления, ежегодно переназначались руководители с их взглядами на процесс управления, которые катастрофически усугубляли ситуацию и в результате привели еще к одной управленческой конструкции.
 
На этот раз, федеральные органы власти нашли простое решение задачи: сняли с себя груз ответственности за развитие особых экономических зон и передают свои полномочия на уровень регионов.
 
С одной стороны, при идеальных экономических условиях это правильное решение и уникальная возможность для региона: меньше бюрократической волокиты для резидентов, оперативность в принятии решений. У региона становится больше реальных полномочий, а федеральный центр может сосредоточиться на общенациональных задачах.
 
С другой стороны, даже в условиях ограниченности бюджетных средств, не может быть права выбора у федерального центра по закрытию ОЭЗ «Байкальской Гавани» или полной передачи ее на региональный уровень. Развитие Байкальской природной территории, это не только задача двух регионов, Республики Бурятия и Иркутской области, это задача - общегосударственная, священный Байкал стал вектором международных отношений и участком Всемирного наследия.
 
Проблемы охраны озера Байкал и развитие экономики в условиях экологических ограничений находятся в одной плоскости, они не делимы, в одиночку регионам не справиться, так как требуются со стороны федерального центра значительные финансовые средства на инфраструктуру, разграничение полномочий между регионами и центром по снижению издержек т.н. «байкальского фактора» для бизнеса, введение системы мониторинга за потоком туристов, превышающим антропогенную нагрузку на прибрежную зону Байкала.
 
В 2007 году принятие решения Правительства России о создании на Байкале ОЭЗ было по государственному взвешенным и экономически обоснованным. Такой подход позволил комплексно и системно решать ряд проблемных задач, которые стояли перед нашей республикой: во-первых, было положено начало комплексному развитию инфраструктуры для создания условий по развитию Байкальской природной территории. А это – новые дороги, аэропорт, надежное энергоснабжение, социальные объекты. Во-вторых, вектор международных отношений России направлен на отношения со странами АТР.
 
23 июня 2016 года главы трех государств подписали значимый не только для России, а в первую очередь для Бурятии, документ: «Программу создания экономического коридора Китай-Монголия-Россия», где в частности определено, что будет «укрепляться сотрудничество в сфере туризма, совершенствование туристско-рекреационного потенциала, обеспечение разнообразия туристских продуктов, формирование доступной и комфортной среды приграничных городов, создание совместных туристских брендов».
 
Бурятия географически благоприятно расположена к растущему азиатскому рынку туристских услуг. Сегодня во всем мире формируется новый туристский брэнд, когда туристов все больше привлекает первозданность и разнообразие природы, самобытность этнокультурного наследия. Наш регион, как никакой другой, отвечает этим высоким требованиям. А это в свою очередь позволит увеличить объем экспорта туристских услуг на востоке России.
 
Решение третьей, не менее важной проблемы, связано с сохранением уникального биоразнообразия на Байкальской природной территории. Правительство России нашло решение по снижению «байкальского фактора», ограничивающего развитие экономики экологическими запретами на хозяйственную деятельность в центральной экологической зоне Байкала, через диверсификацию экономики.
 
А именно, создание экономики услуг, индустрии гостеприимства на Байкальской природной территории, формирования нового механизма компенсации затрат на основе государственно-частного партнерства. По экспертным расчетам, развитие туризма как экономики услуг, позволит не только компенсировать имеющиеся потери и убытки, но и получить дополнительные выгоды.
 
В связи с этим, развитие туризма – объективный и жизненно необходимый путь не только для Бурятии, но и Востока России. Именно туризм даст значительный синергетический эффект для развития экономики Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края, и мультипликативный эффект для развития таких смежных отраслей как: транспорта, сельского хозяйства и пищевой промышленности, строительства и индустрии строительных материалов и других видов экономической деятельности.
 
Поэтому, создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа является одним из механизмов диверсификации экономики и формирования туристического кластера.
 
ОЭЗ «Байкальская Гавань» - ядро кластера, которое активизирует развитие туризма в Забайкалье, поднимет качество туристских услуг на международный уровень, обеспечит занятость и новое качество экономического роста.
Для повышения конкурентоспособности туристского и санаторно-курортного российского продукта нужны новые эколого-безопасные технологии при переработке природно-ресурсного потенциала, альтернативная энергетика, инновационные технологии в области восточной медицины, АПК и строительства.
 
В настоящее время Всемирная туристская организация оценивает Бурятию как пятый по привлекательности регион России для туристов. Тем не менее, возникшие проблемы в администрировании проектами экономических зон туристско-рекреационного типа, а также ряд бюрократических проволочек и изменение условий в реализации проекта, повлиял на снижение степени восприятия участие инвесторов в продвижении своего бизнеса.
 
Понимая важность проблемы развития экономики Бурятии, при посещении «Байкальской Гавани» полномочный представитель Президента РФ по СФО С. Меняйло совершенно точно отметил, что решение по передаче полномочий на региональный уровень требует «продуманных и аргументированных шагов».
 
К сожалению, механизм передачи полномочий, как и условия федеральной поддержки, до сих пор не ясны. Ведь речь идет не просто о передаче имущества зон на региональный уровень, но и об определенных финансовых обязательствах. Позиция правительства такова, что теперь регионы должны нести всю финансовую ответственность за функционирование зон. А нужно понять, какие обязательства берет на себя республика.
 
Предлагаемая Минэкономразвития РФ схема финансирования инфраструктуры на основе механизма отложенных платежей (tax increment financing - TIF) в условиях ограниченности доступа инвесторов к кредитным и заемным средствам не жизнеспособна.
 
По моему мнению, важно сохранить финансирование со стороны федерального центра на развитие инфраструктуры, договориться о компенсации издержек по содержанию уже созданных объектов инженерной инфраструктуры и выравниванию соотношения долей финансирования со стороны федерального и регионального бюджетов. Все, что касается обязательств Бурятии и муниципалитетов по данному проекту, выполнено в полном объеме, и даже превышающим федеральные средства.
 
На региональном уровне инфраструктурные объекты, построенные на территории зоны с вложением федеральных и региональных средств, передать в управление Регионального проектного центра как региональной управляющей компании.
Региональный проектный центр можно создать путем реорганизации филиала ОАО «Особые экономические зоны» и Фонда регионального развития Республики Бурятия, реформирования Комитета инвестиций и Комитета по туризму Минэкономики Бурятии.
 
В данной структуре создать проектные офисы по направлениям видов экономической деятельности. Так, в функции проектного офиса «Туризм» можно передать часть функций Комитета по туризму на основе аутсорсинга и создание разветвленной сети по продвижению турпродуктов, обустройства инфраструктуры по популярным туристическим маршрутам и туристическим кластерам.
 
При заключении Соглашения для Бурятии и Иркутской области важно получить дополнительное законодательное закрепление по ведению хозяйственной деятельности, проведения экологической экспертизы на Байкальской природной территории, которые до сих пор являются ограничителями в деятельности бизнеса.
 
 
Татьяна Думнова, специально для «Республики»
Фото russianstock.ru