Байкал уже не самое чистое озеро планеты?

 
 
С пресноводной жемчужиной Земли явно что - то не так.
 
 
Грязное пятно с голубым и бурым оттенком на поверхности Байкала в районе Максимихи на днях напугало отдыхающих. Все выходные обыватели и даже серьезные ученые строили догадки, чтобы это могло быть. Пока специалисты сходятся во мнении, что пятно, которого в акватории Баргузинского залива уже нет, имеет органическое происхождение и не является продуктом жизнедеятельности человека. 
 
По данным пресс-службы Росприроднадзора, пятно с резким запахом гниения появилось на озере 26 июля в районе села Максимиха Баргузинского района. Сотрудники Росприроднадзора вместе с Роспотребнадзором и администрацией Забайкальского национального парка осмотрели побережье и взяли пробы воды из озера.
 
- Пятно, появившееся на Байкале — результат природного явления, а не химического загрязнения, - зявил Лайфу начальник информационно-аналитического отдела Росприроднадзора по Бурятии Константин Раднаев.- Пятно стало результатом деятельности водорослей. Ничего критического — химии, воздействия человека — по предварительным данным, там нет. Это природа, скорее всего, продукты деятельности водорослей. Локализация пятна — десятки метров, 60—70. Там нет такого производства, чтобы из-за каких-то сбросов разом Байкал зацвёл. Там всё мониторится. В пятницу, когда мы пробы брали, шторм был, там уже ничего нет.
 
На сайте министерства природных ресурсов Бурятии также появилась информация, что результаты исследования отобранных проб на нефтепродукты и на поверхностно-активные вещества – отрицательные. Получение результатов обследования проб на содержание тяжелых металлов планируется на конец текущей недели. В настоящее время вода в акватории озера Байкал в районе села Максимиха чистая.
 
Ученый из Бурятии, кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник НИЦ «Курчатовский институт» Зорикто Намсараев проанализировал свежие спутниковые данные и пришел к выводу, что ситуация на Байкале гораздо тяжелее, чем видно с берега, а общее количество водорослей на озере ставит новый рекорд.
 
«Хлорофилл - это главный пигмент растений и водорослей, он косвенно показывает насколько много водорослей живет в воде озера. Водорослям нравятся условия с повышенным содержанием азота и фосфора в воде, а также с оптимальной температурой. Поэтому в Байкале высокое содержание хлорофилла можно увидеть в полузакрытых заливах, таких как Чивыркуй, Посольский Сор, Провал и т.д., тогда как в открытом Байкале концентрация хлорофилла обычно меньше», - пишет Зорикто на своей странице в Фейсбуке. - Что видно на свежих спутниковых фотографиях? Высокие концентрации хлорофилла в открытом Байкале. Полностью Южный Байкал, частично Центральный и Северный Байкал. Концентрации хлорофилла сравнимы с уровнем в заливах, но общее количество водорослей, которое плавает в открытом Байкале скорее всего выше на порядок. С берега их не видно, но они отлично видны сверху. Это не типичное явление для Байкала, такие концентрации в открытом озере можно увидеть редко и местами. Не хотелось бы, чтобы это стало регулярным».
 
Ученый также заявил, что «становится сложно говорить о Байкале как о чистейшем озере планеты, а также, что нужно понять основные причины вспышки развития водорослей на Байкале.
 
«Скорее всего это комбинация азота, фосфора и температуры. Но какие конкретно причины этого? Удобрения в сельском хозяйстве в бассейне Селенги? Стиральные порошки в Улан-Удэ, Баргузине и Севробайкальске? Поступление элементов с пеплом от лесных пожаров? Поверхностный сток этих элементов с горельников? Ускоренный прогрев мелководий из-за снижения уровня Байкала? Ответить на эти вопросы только разглядывая спутниковые снимки невозможно. Нужно работать на озере и в его водосборном бассейне и притоках, брать пробы и анализировать их на хроматографе и под микроскопом и т.д. Это большая, сложная и недешевая работа. Неорганические вещества: азот, фосфор провоцируют рост в водопроводных трубах и артезианских скважинах сине-зелёных водорослей. Они плохо поддаются фильтрации и вырабатывают токсины. Оказавшись в организме человека, эти вещества расстраивают иммунную систему», - заключает ученый.
 
 
Сурана Ринчинова, «Республика»