Безопасность детей в школах Бурятии оплатят родители

 
Средний чек школьных поборов в Бурятии в этом году может сильно увеличиться благодаря трагедии в Сосновом Бору. Родители жалуются, что хваленая безопасность, которую пообещали власти, будет обеспечена за их счет.

 

На дворе середина февраля, а в школах и детских садах республики – горячая пора сбора очередных добровольно-принудительных финансовых пожертвований. Однако, кроме традиционных «общаков» на праздники, текущие нужды, летний ремонт, на собраниях администрации школ и детсадов в этом году собирают дополнительные взносы. И это, несмотря на то, что по закону решение образовательных проблем за банковский счет родителей незаконно.

Обещания давать горазды

На правительственном брифинге 4 сентября этого года министр образования Бурятии Баир Жалсанов заявил, что в республике будут жестко рассматривать вопрос принудительных школьных поборов с родителей. По его словам, добровольные пожертвования школе должны быть добровольными, а не добровольно –принудительными. Если есть факты нарушения принципа добровольности, то Минобразования региона готово реагировать очень жестко. Вплоть до разбирательства, согласно, уголовного законодательства.

Однако в начале года многие родители снова столкнулись с ежегодными поборами на нужды образовательных учреждений. Некоторых администрации школ и детсадов даже шантажировали не поступлением ребенка в их учреждение. А уже к февралю запросы «добровольных» пожертвований не только не исчезли, но и подросли еще.

«В этом году при поступлении в первые классы с родителей в нашей школе брали по 4 тыс. рублей. В других школах по-разному: родители на форуме писали, что где-то по 2,5 тыс. рублей, где-то по 16 тыс. рублей. Кроме этого, конкретно в нашей школе из обязательных взносов с родителей требуют по 1 тыс. рублей на копилку класса, по 1800 рублей на хознужды школы, по 5 тыс. рублей на ремонт школы и по 3 тыс. рублей на ремонт нашего класса. Также мы оплатили покупку мебели в класс – парты и шкаф для одежды. На закупку рабочих тетрадей – по 3 тыс. рублей. Получается в нашей школе начало учебного года обошлось примерно в 18 тыс. рублей. Я не посчитала здесь проведение школьных, внеклассных праздников и мероприятий», - рассказала Елена, член родительского комитета 1-го класса одной из школ Улан-Удэ.

Сегодня возмущение родителей набирает новую силу – теперь придется оплатить «новые нужды» и Министерства образования.

После ЧП 19 января, когда один из 9-классников напал с топором и зажигательной смесью на школу №5 Улан-Удэ, чиновники заговорили о повышении безопасности учебных зданий. На совещании с руководителями школ и детсадов представители Минобразования настоятельно рекомендовали учебным заведениям приобрести видеокамеры, пропускные турникеты и заключить договора с ЧОПами (частными охранными предприятиями). Пообещали чиновники и частичную финансовую помощь на все мероприятия. Однако денег нет и не будет: бюджет республики и города уже принят на год вперед. Рекомендации же придется исполнять в срочном порядке. Потому администрации школьных и дошкольных учебных заведений уже принялись за сборы новых пожертвований.

«У нас в принудительном порядке собирают пока по 100 рублей с каждого ученика школы на видеокамеры. В школе не было видеонаблюдения, теперь придется установить. К весне хотят собирать на турникеты, это дороже, какую сумму заставят заплатить, даже подумать боимся», - рассказала мать учащегося старших классов Ольга Н.

Школам некуда деваться

Директора школ отмечают, что находятся практически в тупиковом положении. Бюджета нет, нет денег и в фондах самих школ, а меры безопасности обеспечивать придется. Все тяготы в этом году снова могут лечь на плечи родителей, правда по этому поводу никто открыто не высказывается.

«Мы торжественную часть начала нового учебного года всегда начинаем с одного и того же – с благодарности родителям учащихся за пожертвования. Как бы нам ни было неудобно и как бы им не было трудно, но приходится брать деньги. Мы не заставляем, родители и сами многие понимают, что без их помощи многие вещи школе самой не осилить. Поэтому приносят взносы», - на правах анонимности рассказала завуч одной из школ Улан-Удэ.

Мы подсчитали во сколько могут обойтись сейчас новые меры безопасности, которыми рекомендуют обзавестись всем школам и детсадам республики.

Так, установка видеонаблюдения в год может стоить от 50 до 80 тыс. рублей. Одна видеокамера – от 8 до 12 тыс. рублей. Договор с ЧОП – также от 50 тыс. рублей за договор и найм охранников. Установка одного турникета – еще 140-180 тыс. рублей. В каждой школе с количеством учащихся более 1 тыс. человек придется поставить 4 таких турникета. Всего – около 800 тыс. рублей. Все эти данные помогли рассчитать нам специализированные магазины и руководители школ города. Все эти меры образовательным учреждениям необходимо обеспечить уже в этом году. И кто должен оплатить все новшества понятно, как понятно и то, что, скорее всего, по-настоящему раскошелиться придется родителям учеников и дошкольников.

Так почему же до сих пор на бесплатное образование приходится скидываться родителям на собраниях?

Злоупотребляли властью

Как 8 февраля сообщила пресс-служба прокуратуры Бурятии, улан-удэнский комитет по образованию с опозданием финансировал школы и детсады, тем самым нарушая права этих учреждений. Кроме того, комитет в течение финансового года сокращал объёмы финансирования в образовательных учреждениях безосновательно. В свою очередь ряд образовательных учреждений не отчитывались о потраченных субсидиях.

По протестам прокуратуры отменено три приказа комитета, регламентирующих вопросы порядка формирования муниципальных заданий, предоставления субсидий, осуществления контроля за деятельностью подведомственных учреждений, как принятых с превышением предоставленных полномочий.

В пресс-службе прокуратуры по Бурятии пояснили, что проверка была плановой, а выявленные нарушения были совершены за период 2016 года и 9 месяцев 2017 года. То есть фактически два года Комитет по образованию преувеличивал свои полномочия и недофинансировал образовательные учреждения.

Как отметила старший прокурор Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Бурятии Олеся Стальмакова, основное замечание от прокуратуры касалось отсутствия контроля со стороны Комитета по образованию Улан-Удэ за деятельностью подведомственных учреждений. Речь идет о том, что Комитет не отслеживал, как расходуются школами и детсадами средства, предназначенные на иные субсидии: например деньги на капремонт зданий, обслуживание школьных автобусов, горячее питание и т.д.

«В ходе проверки также установлено, что Комитетом были превышены свои полномочия. То есть было выявлено три приказа, в которых Комитет взял на себя полномочия администрации города. Федеральным законом №7 ФЗ от 12 января 1996 года «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что сокращение объемов финансирования муниципальных заданий допускается при одновременном уменьшении самих муниципальных заданий. Но в феврале 2017 года между Комитетом образования города и большинством образовательных учреждений, в основном школами, было заключено соглашение о сокращении финансирования. То есть, когда сокращают муниципальное задание на очередной финансовый год, перед этим учреждения разрабатывают план финансово-хозяйственной деятельности, рассчитывают необходимые объемы финансирования для исполнения муниципального задания. Муниципальное задание – это оказание образовательных услуг детям. В эту смету включается и заработная плата работников, и технические нужды и т.д. То есть Комитет при неизменении показателя по количеству обучающихся детей, количества работников, уменьшили финансирование для учреждений образования. К концу года финансирование было восстановлено, но все-таки незаконное сокращение финансирования также было», - пояснила Олеся Валерьевна.

Такая ситуация угрожала тем, что у образовательных учреждений могла возникнуть задолженность и какие-то обязательства школы и детсады могли бы не выполнить. После проверки прокурорской комиссией было внесено 12 представлений об устранении нарушений в администрацию города и к руководителям образовательных учреждений.

В адрес руководителя администрации города 18 декабря 2017 года к дисциплинарной ответственности за нарушения привлечены 7 должностных лиц. Нарушения были найдены и в нескольких ДОУ – они касались сферы контрактов и закупочной деятельности. Так как сроки нарушений уже истекли, то представление прокуратуры просто предупредило Комитет по образованию от новых нарушений в будущем. Что касается наказания, то и здесь все обошлось одним выговором и шестью замечаниями сотрудникам Комитета.

Подытожим, образовательные учреждения финансируются в рамках установленных нормативов органами госвласти, а расходы на содержание зданий и коммунальных расходов обеспечиваются органами местного самоуправления.

Любые принудительные сборы в муниципальных образовательных учреждениях незаконны. На родителей не возложены обязанности по приобретению для школы какого-либо имущества. Также школы не могут требовать и покупки рабочих тетрадей, если они обязательны для учебы.

В то же время мы видим выявление некоторых нарушений со стороны администрации города, которые просто не могут не повлиять на положение школ и детсадов. Можно предположить, что если подобные нарушения проявляются систематически, то образовательные учреждения периодически находятся в трудном положении – должны выполнить обязательна, на которые денег не хватает. А значит, практикуется «дедовский» способ – собрать средства через пожертвования родителей. При этом не уточняется, по какой причине Комитет по образованию г. Улан-Удэ не выплачивал школам и ДОУ положенные деньги вовремя.  В чей карман тогда они пошли? И насколько целесообразно сами образовательные учреждения распоряжаются родительскими пожертвованиями?

 

Татьяна Иванова