Бизнес на воде - сырьевая ловушка?

 
 
Почему проекты по запуску розлива байкальской воды в Бурятии обречены на провал. 
 
 
Эксперты и общественники Бурятии обеспокоены строительством заводов по розливу байкальской воды. Многие уверены, что воду, как бурятский лес и нефрит просто будут экпортировать по цене сырья, что не принесет Бурятии ни дохода, ни долговременных перспектив, ни развития этой отрасли в целом. На это экспертов навело то обстоятельство, что строительству непосредственно самих предприятий, а также перечислению зарубежных инвесторов уделяется гораздо больше внимания, чем брендам, под которыми будет вестись бизнес. Даже на открытии первого из трех, самого маленького заводика в Турке, гостям представили безликие бутылки. 
 
Напомним, что о планах  новой для Бурятии отрасли в правительстве заговорили давно. Со слов главы Вячеcлава Наговицына, вода - стратегический ресурс и будет в скором времени стоит дороже нефти и бензина. Это действительно, практически наша реальность. Однако важно разделять понятия воды - ресурса и воды - продукта. В воде, как в ресурсе, планета пока, слава богу не нуждается настолько, чтобы платить за нее по цене нефти. Но как продукт бутилированая вода действительно стоит дорого, она давно стала неотъемлемым атрибутом жизни современного человека. Конечно, данное обстоятельство касается стран достаточно развитых, где существует пропаганда здорового образа жизни, и где воду из под крана больше не пьют. Но в любой стране продажа воды - это такая же индустрия, как, скажем, продажа продуктов здорового питания, с одной большой поправкой - вода нуждается в больших маркетинговых затратах.
 
Именно о маркетинге, брендировании и рынках сбыта нужно думать в первую очередь, считают эксперты. Однако, в Бурятии решили пойти старым добрым путем - налаживать производство, по сути «вникуда». Именно по этому строящиеся заводы вызывают столько вопросов. Кроме того, вода, пусть и брендированная не имеет той высокой добавленной стоимости, которую можно получить за счет производства товаров на ее основе - косметики, соков, продуктов питания и т.д. А ведь только высокая маржа может сделать производство успешным, при наших - то затратах на энергоносители и электричество. 
 
- Сейчас «шаткая ситуация» - не видно что конкретно получит Бурятия в итоге, - рассказывает известный в республике бизнес-консультант, кандидат экономических наук Алдар Бадмаев.- Я нигде не видел конкретных цифр. Что получит республика от того, что будет разливать Байкал по бутылкам, а именно сколько рабочих мест, какие будут бюджетные доходы, какова перспектива развития или в итоге дело обстоит также как и с нашим лесом: вырубили-продали?  Когда я был за границей, то был поражен тем, что там бутылочка воды стоит дороже бутылки вина, соотношение цен, грубо говоря, 8-10 евро к 6-7 евро. И ведь понимаешь, что ты покупаешь у общества воду. Сейчас наше руководство идет самым простым путем - оно распродает свое богатство. Страшно это тем, что потом может возникнуть ситуация, когда к берегу Байкала подойти будет невозможно, а марка «байкальская вода» будет зарегистрирована на иностранные компании. И этому я не буду удивлен, потому что это нормальная бизнес-практика, когда один раздает богатство свое, а второй «тащит» у него диван, телевизор. И теперь эти все вещи уже его собственность.
 
Сейчас мировой рынок воды поделен между ведущими американскими компаниями: Pepsi и ее Aqua Minerale , Coca-Cola и ее BonAqua и европейскими, например, французская вода премиум класса Evian.
 
- Когда я разговаривал с экспертами из Европы и Америки, они утверждали, что рынок мониполитизирован. Но на самом деле полезные качества и свойства раскрученных брендов воды вызывают сомнение. Почти такая же вода, которая у нас течет из под-крана. - отмечат экономист. - А если говорить о нашей воде, то, конечно, понятно, что нужно ее продвигать. Попасть на прилавки торговых центров будет тяжело. Во время разговора с представителем нашей северобайкальской фирмы ЗАО «Священный Байкал» узнал, что даже простенькая реклама на федеральном канале стоит, кажется, 300 тысяч долларов. В этой ситуации требуется поддержка со стороны руководства.
 
Вода - неисчерпаемый ресурс. Если у нас в республике будут сажать леса, вместо того, чтобы нещадно рубить их и вагонами отправлять в другие страны, то живительная влага никуда не исчезнет, считают эксперты. Основными потребителями байкальской воды могут стать страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Ведь в одном только Китае проживает более 1 млрд 300 миллионов человек, а среди них много богатых или просто обеспеченных. А Байкал сам по себе мировой бренд. В этом случае нужно лишь суметь грамотно раскрутить марку «байкальская вода».
 
- Если говорить о процессе продвижения «байкальской воды», то здесь необходимо разработать системную кампанию. Можно, конечно, полагаться на китайские компании, но тогда львиную доля прибыли заберут они, а не мы. Сейчас у нас с Китаем отношения улучшаются. Этим и надо воспользоваться, обсудить руководству на встречах межгосударственных, - говорит Алдар Бадмаев. - Ничего сложного в продвижении нет. Это одна техника маркетинга, как и в случае с Кока-Колой или Эвиан.
 
 
 
Сурана Ринчинова, «Республика»