Эксперт ОНФ Маргарита Морозова назвала бурятский буддизм "грязным" ламством

 

Журналист, видный функционер ОНФ в области экологии, а также участница майских праймериз «Единой России» перед выборами в Госдуму в Бурятии Маргарита Морозова сделала столь шокирующие заявления, рассуждая о разнице бурятского буддизма и буддизма тибетского, которые в последнее время вошли в серьезную конфронтацию. 

 

В социальных сетях разгорается скандал по поводу заявления настоятеля Анинского дацана в Хоринском районе Бурятии Легцог ламы о том, что дацан намерен оформить в оперативное управление, либо в долгосрочную аренду сакральные земли района, которые издревле считались частью Анинского прихода. То есть, таким образом, восстановить историческую справедливость. Данное заявление прозвучало не просто так. Не далее, как пару месяцев назад, страну облетела новость о самом большом изображении Будды в России, которое нанесли на одну из скал Хоринского района. Инициатором и организатором этой духовной акции стал настоятель дацана на Лысой горе Еше Лодой Ринпоче. 

«Республика» публиковала фоторепортаж с освящения лика Будды, заметив, что рамней проводился больше по тибетским традициям, нежели по исконно бурятским. Обилие цветов, фруктов и отсутствие главного персонажа на большинстве подобных мероприятий - Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, главы Традиционной Буддийской Сангхи России. По мнению нашего издания, данное мероприятие является очередным витком в противостоянии между Сангхой и тибетцами, к которым причисляют Еше Лодой Ринпоче, близкого сподвижника и ученика самого Далай Ламы, так как оно имеет некий скрытый посыл. Во - первых, стало очевидно, что тибетцы не хотят мириться с положением «сектантов». Данному имиджу немало способствует Хамбо лама Аюшеев, сам имеющий более официальный статус благодаря близости к Кремлю. Посыл изображения, судя по новостям в СМИ, заключался в том, что таким образом Будда будет охранять Россию, а лик его указывает на Запад, то есть на Москву.  Во - вторых, как оказалось, тибетцы в прямом смысле слова посягнули на святое, начав «экспансию» с места, где и зародился бурятский буддизм - с Хоринского района. 

- Анинский дацан был основан в 1775 году, он был первым в Бурятии и долгое время единственным, там проходили обучение все наши великие ламы того времени, - сказал в интервью телеканалу БГТРК Легцог лама. - Сам Хамбо лама Даши - Доржо Этигелов обучался там 23 года. 

При этом настоятель упомянул, что место, где было нанесено изображение Будды, тонко связано в Анинским дацаном. 

- Наш шестой ширетуй лама Дылзын Дагба Жамбаев провел там 20 лет в медицтации. Он осветил эту гору и сделал местные аршаны целебными. Мы каждый год проводим там свои обряды.

Понятно, что сама идея наскального изображения Будды в буддистах, неважно каких, никакого протеста вызвать не может. Однако, несоблюдение политеса, согласования, приглашения и т.д. привело к тому, что Сангха поднимает вопрос, фактически, о церковных наделах, говоря о том, что данные земли исторически принадлежали приходам, которые сейчас входят в Сангху. 

- Времена меняются, - недвусмысленно намекает настоятель. - Мы должны эти святые места, исторически закрепленные за приходами, сохранить. Чтобы там ничего нового не строилось, не возводилось. При этом, мы никому не можем запретить там молиться, приходить. 

За таким тонким и миролюбивым заявлением, на самом деле, скрывается жесткий ультиматум. Сангха может стерпеть появление в Улан-Удэ дацанов, не принадлежащих к Сангхе, сам Хамбо лама их называет «киосками», но районы Бурятии, тем более исторически связанные с истоками бурятского буддизма, Сангха просто так не отдаст. Одновременно с заявлением настоятеля Анинского дацана на республиканском телевидении, в сети распространилось некое письмо, очевидно в поддержку мнения Сангхи. 

Формулировка «Мы не желаем присутствия на территории Хоринского района иных буддийских организаций, объединений, общин и центров» говорит сама за себя.  Также нетрудно сделать вывод, что буддийская паства Хоринского района разделилась на два лагеря после того, как там появилось изображение Будды, призванное охранять и объединять людей, а не наоборот. 

Интернет, как более демократическая и открытая площадка, нежели телевидение, также оказался разделен по данному вопросу, только с двойным, а то и стройным коэффициентом. Известная общественница и начинающий политик Маргарита Морозова в ходе одной из дискуссий на своей странице в Фейсбуке возмутилась тем, что собирается сделать Сангха дабы сохранить свое влияние в районе и в Бурятии вообще. Одним из утверждений девушки стало то, что интернет - журнал «Республика» в одной из статей о различиях бурятского и тибетского буддизма «отстаивает права «грязного» ламства, убийство животных и подношение алкоголя в виде сэржэма», при этом, ситуацию с желанием Сангхи оформить землю Морозова называет «отжимом».

Напомним, что Маргарита Морозова родилась и выросла в Бурятии. После окончания Академии культуры работала на БГТРК, пять лет назад уехала в Москву, чтобы продолжить карьеру на телевидении. Девушка запомнилась выступлениями на мероприятиях ОНФ, в том числе задавала вопрос президенту Путину на одном из журналистских медиафорумов. В 2015 году начала активную работу в совете по экологии ОНФ, где была назначена экспертом, активно занимается проблемами тушения лесов возле Байкала, увлекается буддийской философией, была на встрече с Далай Ламой в Индии. В 2016 году участвовала в праймериз «Единой России» перед выборами в Госдуму в Бурятии. 

 

Евгения Балтатарова, «Республика»