Непраздничная столица

 
В разгар праздничных мероприятий “Республика” предлагает вспомнить какой город мы потеряли. И каким его помнят многие улан-удэнцы. 
 

Город с размахом празднует свой юбилей. С 25 августа на десятках площадок мэр столицы Бурятии Александр Голков раздает юбилейные медали и публикует в социальных сетях поздравления от коллег-мэров. А в это время депутаты Народного Хурала поставили под вопрос целесообразность тратить порядка 300 миллионов рублей на “пьянку”. Непонятно и еще одно - празднование уже в разгаре, а деньги из федерального центра поступили только сейчас. Но не будем смотреть на организацию праздника. Лучше посмотрим каким встречает Улан-Удэ своих гостей.

Конечно, развитие всегда идет на пользу территории. Но иногда надо оставлять метки прошлого, которые придают свой колорит и свое лицо. А вот лицо-то город в последнее время как раз и теряет - невнятные точечные новомодные новостройки, ломающие продуманные перспективы и рельефы, не вписывающиеся никуда торговые центры и монстроподобные мини и макси-памятники. 

Дворец детско-юношеского творчества когда-то был украшен уникальной мозаикой. Создавал ее известный на всю Сибирь Евгений Кобытев. Мастер графики, монументалист известен своими работами над кинотеатром “Родина” в Красноярске,  в Красноярском Дворце пионеров - на темы русских народных сказок, в краеведческом музее - на тему «Июльская революция 1917 года в Красноярске».  Но наиболее известен он своей книгой «Хорольская яма», а также серией рисунков на тему этого фашистского лагеря, в котором сам провел несколько военных лет. Мозаика на кинотеатре “Родина” не так давно была признана культурным достоянием края. В Бурятии к работе Кобытева отнеслись без пиетета - ее просто стерли со стен Дворца. Теперь ее украшают всадники, а также весьма странная надпись Дворец детского (юношеского) творчества. Причем слово творческого было взяты в скобки спустя долгое время после ремонта.

Долгое время улан-удэнцам о советской эпохе напоминали вывески на центральной улице города. “Трикотаж”, “Часы”, “Кинотеатр” пережили бурный рыночных рост 90-х и даже глубокую трансформацию улицы Ленина в Арбат. А вот юбилей - не смогли. Как впрочем и сам кинотеатр “Эрдэм” не смог выдержать конкуренцию эпохи IMAX. Потеряли улан-удэнцы и уютную террасу на втором этаже кинотеатра, с которой можно были любоваться на те самые “Трикотаж” и “Часы”.

Пти-отель, в котором в далеком 1890 году останавливался доктор Антон Чехов несколько лет назад обещали отреставрировать. Это был совместный проект администрации города и Сбербанка. В итоге, банк получил отличный офис в центре города. А вот узнать тот самый отель в новом облике можно с трудом. С другой стороны - Чехов провел здесь лишь ночь, а сберкасса размещалась аж с 1924 года.

“Мать Бурятия” когда-то располагалась прямо напротив “Пти-отель”, довлея над неказистой площадкой перед монгольским консульством. Сегодня статую перенесли к Селенгинскому мосту, где она весьма достойно встречает гостей столицы. Но вот площадка между театром, консульством и Пти-отелем так и осталась неухоженной и никому не нужной. В администрации города зрели некие планы по ее освоению, но так и не созрели. Бато Очиров все-таки достроивший свой помпезный “Форум” обещал в реализации планов поучаствовать, но предприниматель сейчас находится на грани банкротства. А это ведь самый центр города - центрее просто некуда.

Статуя “Космонавт, Рабочий, Крестьянка”, некогда украшавшая площадь Славы, говорила о единстве целей в стране победившего коммунизма. Все вместе в космос, наверное, таков ее тайный подтекст. Но такого триединства обновленный город не выдержал. Место статуи заняли рекламные баннеры -тоже весьма символично.

С этой же точки некогда открывался потрясающий вид на ДК ЛВРЗ, концертный зал которого по праву считался самым большим в столице Бурятии. 600 мест, сцена и зал с отличной акустикой, а видами из окна можно было поразить любое сердце. Но сегодня работает лишь само ДК - в формате культурно-досугового центра, а вот концертный зал сохранить не удалось.

 

Соелма Сандакдоржиева, «Республика»

Фото Сергея Тарасенко