Они улетели, но обещали вернуться

 
Вслед за Иркутской областью, где специалисты отмечают почти трёхкратный отток трудовых мигрантов из Средней Азии только за  половину января,  в Бурятии также столкнулись с этим явлением. Официальные цифры управление ФМС по Бурятии обещает дать в начале февраля, однако в ведомстве считают, что пропорционально картина  в республике не будет кардинально отличаться от соседей. 

Как сообщила 14 января на пресс- конференции  начальник отдела по вопросам трудовой миграции УФМС России по Иркутской области Ася Горевая, за 13 дней текущего января в регион прибыло на две трети  меньше иностранных рабочих, чем за аналогичный период прошлого года. Также на 21% увеличилось и число покинувших Россию гастарбайтеров в минувшем декабре.

- Если за половину января прошлого года через аэропорт Иркутский прибыло в регион порядка 1700 иностранных граждан, то за истекшие дни нынешнего января – порядка 600, - говорит Ася Анатольевна.

Отток иностранных рабочих она связывает с ужесточением требований к предъявляемым документам. Теперь иностранный гражданин, которому оформлены разрешительные документы, обязан подтвердить знание русского языка, основ российского законодательства и истории нашего государства, сдав соответствующий экзамен, либо предъявив документ об образовании, полученном в СССР до 1 января 1991 года или в РФ- после этой даты.

Правда из слов чиновника не понятно,  что пугает гастарбайтеров больше, сама перспектива сдачи экзамена или  стоимость обучения? Единая стоимость экзамена  по России сегодня всего 4,9 тысяч рублей. Но, зачастую, чтобы его сдать, мигранту необходимо пройти хотя бы минимальное обучение. В авторизованных центрах республики на базе Сельхозакадемии и БГУ цены на языковые курсы примерно одинаковые,  один час занятий равен ста рублям, то есть минимальный курс обойдётся в 2,4 тысячи рублей, максимальный в 10,8 тысяч, всё зависит от уровня знаний и владения языком.  Языковые курсы в ВУЗах Улан-Удэ начались буквально несколько дней назад, но по словам преподавателей, отбоя от желающих нет, общее количество записавшихся в группы за пару дней перевалило за сотню. 

Другой вопрос, который работники ФМС  тактично обходят стороной, ослабление российской валюты, которая перестала быть привлекательной для гастарбайтеров.  

-  Я в России работаю три года,  в Бурятии два, - говорит уроженец Узбекистана Камил, - жене и детям отправлял деньги в долларах всегда, у нас там выгодный курс, родственники потом сами меняли на сум. Когда доллар вырос, мои доходы упали в два раза,  многие мои соотечественники срочно начали выезжать, искать работу в других городах, или домой возвращались, но остались те, кто просто начал работать в два раза больше, а что остаётся делать?  Экзамен на русский язык меня не пугает,  в Узбекистане его все хорошо знают, почему - то  принято считать, что от нас  только неграмотные приезжают, тем временем на стройках могут трудится  даже учёные, бывшие предприниматели, менеджеры.

Напомним, что  до  2013 года в Бурятии наблюдался настоящий  среднеазиатский бум, количество мигрантов  росло как на дрожжах. По официальным данным только выходцев из Узбекистана за  пару лет, стало в три с половиной раза больше, с 1900 человек до 7138.   Сегодняшняя обратная трудовая миграция может иметь как положительные, так и отрицательные последствия, однозначно, цены на рынке строительства и отделки вырастут, это можно будет увидеть с началом нового строительного сезона, в отсуствии конкуренции местные бригады поднимут стоимость своих услуг, что вкупе с подорожавшими отделочными  и строительными материалами сделаюе ремонт недешёвым удовольствием для обычных гражадан.