Плоды равнодушия

 
Новое руководство Муйского района не справляется с работой. Органы МЧС обвиняют районные власти в бездействии и бессовестном отношении к подготовке отопительного сезона. 

 

Север Бурятии продолжает «радовать» коммунальными новостями. После летних пожаров настал черед традиционному замерзанию. Примечательно, что недавно в районе поменялась власть, что по логике должно было привести хотя бы к частичному решению проблемы в сфере ЖКХ, но не случилось. При том, что 68- летний Александр Киргизов, победивший на майских выборах в районе практически в одну калитку, «выбив» основных конкурентов через суд за несущественные ошибки, в общем - то, шел в администрацию с твердой решимостью навести порядок в коммуналке. Напомним, что его предшественника, руководившего районом, без учета перерывов, три срока, Баира Дондупова сняли с должности минувшей зимой из-за замерзшего Северомуйска. Получается, что дело вовсе не в руководителях, а коммунальные проблемы самого северного района республики лежат гораздо глубже, чем кажется. Можно сменить десяток глав и назначать выборы хоть каждый день, теплее в домах муйчан не станет. И если проблемы не начать решать комплексно, то рано или поздно район может «взорваться». 

Понятно, что Север лежит непомерным грузом на плечах региона. Север - это очень дорого, тем более, что в Бурятии это не чумы и улусы, а большое коммунальное хозяйство, десяток котельных и большой благоустроенный жилищный фонд, социальная инфраструктура, доставшаяся от РЖД и БАМа. Похоже, что единственный выход из положения, который видят власти, переселение. Или проще - эвакуация. Об этом никто не говорит вслух, но социально - экономическая политика на участках БАМа в разных регионах наводит именно на такие мысли. Похоже, с этой мыслью смирились и сами северяне, которые очень вяло участвуют в жизни района и республики, напомним, что Муйский район традиционно дает самую низкую явку на выборах разных уровней. А на последних выборах главы района местные жители прямо говорили, что «выбирать не из кого». Очевидно, люди просто сидят на чемоданах в надежде уехать в другие регионы. 

Но если разбираться по существу, то в систематическом срыве отопительного сезона виноваты две вещи: неэффективная генерация теплоэнергии (устаревшие котельные и не до конца подключенные сети) и мошенничество с коммунальными платежами населения. В Таксимо, самом крупном поселке района, восемь котельных, из которых только одна, и то с натяжкой, отвечает современным требованиям. Остальные были построены для временного обогрева временных жилищ строителей БАМа. По проекту они должны были быть демонтированы еще в начале 90-х, то есть выработали свой ресурс, как минимум, 20 лет назад. Их должны были ликвидировать сразу после запуска Центральной котельной. Однако, протянуть новую систему теплотрасс в поселке протяженностью 11 километров в РЖД уже не смогли, в стране кончились деньги. К Центральной подключили только половину поселка, которую называют «новой», а «старое» Таксимо осталось со старыми и неэффективными котельными, поэтому замерзает каждую зиму. 

Руководство района разводит руками, объясняя, что они постоянно пытаются войти в модернизационные программы разных уровней. Но, то ли их не замечают, то ли они сами плохо стараются. Деньги центр выделяет только на текущий ремонт, «залатать дыры». Однако, есть в этом некое лукавство. Несколько лет назад газета «Номер один» в статье «Операция модернизация» описала любопытный случай мошенничества. Однажды, один из предпринимателей района, в свое время работавший в администрации, Петр Васянович предложил тогдашнему руководителю района Ларисе Анашкиной проинвестировать модернизацию одной из старых котельных на 20 миллионов рублей. Взамен инвестор попросил котельную в пользование на 3,5 года. То есть, таким образом, он приобретал права поставщика энергии и мог продавать ее населению. К тому времени одна из фирм предпринимателя уже была официальным оператором этих услуг и собирала деньги с населения, напомним, что коммунальные платежи в Муйском районе практически в два, а то и в два с половиной раза выше, чем в Улан-Удэ. Причем, договор был составлен с оговорками, что все неотделимые улучшения на объекте будут возмещены арендатору. Заведомо мошеннический договор был подписан, но вскоре, после прихода нового руководства, сделку удалось аннулировать, хотя предприниматель требовал вернуть свои 20 миллионов рублей, которые он якобы потратил на модернизацию котельной. В сущности же, никакой модернизации не было. 

Наряду с нечестными играми на костях умирающей коммунальной системы, в Муйском районе сложилась порочная практика «пылесоса» взносов от населения и чехарды компаний посредников, которые работают год -два, собирают деньги и скрываются в неизвестном направлении, не вложив ни копейки в ремонт. Таким образом, какие - то люди обогащаются (как правило фирмы- однодневки аффилированы с руководителями района, могут быть прописаны в Улан-Удэ, Иркутске или даже в Москве), а ЖКХ без ремонта неумолимо ветшает, создавая форс - мажоры каждой зимой. 

Многие видят основную проблему в том, что в Улан-Удэ абстрагировались от проблем Муйского района, некому проконтролировать нечестные сделки, некому окрикнуть местные власти. Слишком далеко и слишком не интересно. 

 

Евгения Балтатарова, «Республика»