Савелий Мотошкин будет искать справедливости в Европейском суде

 
Бывший глава УКС (главной строительной конторы республики)  намерен обратиться в суд по правам человека, чтобы восстановить свое доброе имя и вернуться к прежней работе.

 

Напомним, что не так давно Савелий Мотошкин был оправдан в суде по делу о мошенничестве и о взятке в особо крупном размере. Бывший чиновник был признан невиновным по реабилитирующим обстоятельствам. Ранее арестованное имущество было ему возвращено.  Однако, вместе с тем, свидетели продолжают менять показания, а статьи УК, вменяемые Мотошкину, переквалифицируются.

Рекордный арест

Савелия Мотошкина арестовали в январе 2016 года в рамках уголовного дела о мошенничестве с проведением теплотрассы и котельных в автотуристическом кластере «Кяхта» на 18 млн рублей. Пока безуспешно шел поиск доказательств его виновности, под стражей чиновник находился целых шесть месяцев.

В деле имелись показания двух сотрудниц УКСа и мнение следствия, что Мотошкин может оказать давление на свидетелей и уничтожить улики преступления.

Доказательств угроз или иного давления не было, кроме предположений и заведомого страха перед человеком, который никогда не был замечен в агрессивном или жестоком поведении и всегда характеризовался положительно. Кроме того, у Мотошкина не было и доступа к документам: он уволился с должности руководителя УКСа за несколько месяцев до ареста. Мотошкина по ходатайству адвоката помещали под домашний арест. Но всего на две недели. Потом следствие возвращало его в СИЗО, как злостного преступника. Доводы о том, что Савелия Мотошкина проблемы со здоровьем и двое малолетних детей во внимание не принимались. За все время под стражей Мотошкину не удалось поговорить с женой даже по телефону.

Вина экс-главы КУС не была очевидна и основывалась фактически на показаниях одного человека. Он проходил по тому же делу.

Согласился на свою голову

Работа в УКС для Савелия Мотошкина началась с предложения экс-главы Бурятии Вячеслава Наговицына в 2013 году.

- Я сразу сказал о том, что у меня нет строительного профильного образования. На что мне Наговицын пояснил, что в тот момент стоял вопрос о подготовке и исполнении государственных контрактов, не обремененных и ранее заключенных. Эти контракты были приостановлены из-за нехватки бюджетных средств, - говорит Савелий Мотошкин.

Фактически, экс-глава республики обозначил насущной задачей не строительство объектов, а организацию процесса исполнения уже заключенных контрактов. По словам самого Мотошкина, он «согласился на свою голову», ведь не знал, с чем придется столкнуться.

На первых порах в новой должности дипломированный юрист принялся за наведение  мостов. Пытался выстраивать грамотные отношения с подрядчиками. Казалось, что все удается. Однако в 2015 году Мотошкин не по своей воле становится участником скандальной истории.

Арест бывшего начальника УКС Бурятии был напрямую связан с арестом гендиректора ООО «Китой» Сергея Золотарева. Золотарева задержали в сентябре 2015 года по обвинению в хищении бюджетных средств, выделенных на выполнение госконтракта по строительству котельной и тепловых сетей автотуристического кластера «Кяхта». Сумма ущерба – 18 млн рублей.

По версии следствия сам Золотарев был задержан из-за экспертизы грунтов. Нарушив процедуру Золотарев нанес ущерб в 32 млн рублей. Позже ущерб был снижен до 6 млн рублей. А еще немного погодя дело и вовсе было закрыто. Очевидно, что задержанный гендиректор начал сотрудничать со следствием и давать показания.

Нечаянно оклеветал

Именно с подачи Золотарева следствие позже арестовывает Савелия Мотошкина. Так, Золотарев показал, что, якобы, перечислил 4 млн рублей в качестве вознаграждения Мотошкину. Однако летом 2016 года Сергей Золотарев меняет данные ранее показания против экс-руководителя УКС. Теперь Золотарев утверждал, что оклеветал Савелия Мотошкина, который и вовсе ни при чем, а история с экспертизой грунтов была полностью инициирована и проведена самим Золотаревым. К тому времени Мотошкин уже полгода находился в СИЗО.

О том, что Золотарев поменял свои показания и имя Савелия Мотошкина по данному факту больше не фигурирует в деле, сам Мотошкин узнал лишь 1 марта 2017 года.

- Мне пришли документы, где сказано, что Золотарев отказался от своих показаний. Но, видимо, ради того, чтобы не прервать сделку со следствием, он вдруг упомянул в деле обо всех контрактах, которые исполнял во время моей работы в УКС, - говорит Савелий Мотошкин.

Так, встал вопрос уже по промпарку и Иволгинскому детскому саду. Якобы данная Золотаревым взятка Мотошкину была не за экспертизу грунтов для «Кяхты», а именно за эти два крупных объекта.

Версия Золотарева посыпалась почти сразу же. Ведь контракт по промпарку был заключен при иных обстоятельствах.  Золотарев утверждал, что платил взятку за получение данного контракта. На деле же контракт Мотошкин собирался выставить на аукцион. Защите Мотошкина удалось найти письмо, в котором экс-глава УКС просит правительство республики провести торги по контракту промпарка методом открытого аукциона, где решающим значением является наименьшая цена. «Китой» на таких торгах мог занять лишь третье место. Однако, по рекомендации сверху было решено выходить на конкурс, где и победил “Китой”.

Версия за версией

Что касается детского сада в Иволге, первый подрядчик был отстранен от работы заказчиком из-за затягивания сроков исполнения контракта. После себя данный подрядчик оставил непогашенный аванс в 23 млн рублей. Это был единственный в российской практике прецедент, когда УКС удалось по банковской гарантии отстоять эти деньги. При заключении контракта каждый третий рубль был дефицитным, а ценное предложение было единым. Это означало, что данный контракт изначально не был привлекателен ни для одной из строительных компаний, а браться за него – настоящий риск. Следствие пыталось выяснить у Золотарева, почему же ради такого невыгодного контракта понадобилось давать взятку, на что гендиректор «Китой» не нашелся с ответом.

Защита  Мотошкина ходатайствовала о запросе кассовых ордеров, по которым, со слов Золотарева, были даны взятки. Якобы, он взял ордера под отчет в кассе «Китой» и расплатился в кабинете Мотошкина по ним. Позже экспертиза показала, что все расходные ордера были подделаны: перебита дата. Изготовлены ордера были в 2015 году, когда Золотарев вышел на свободу, а не два года назад, когда и были заключены контракты. Тогда Золотарев выдвинул еще одну версию о некоем пожаре, который уничтожил доказательства. По инициативе Мотошкина эта информация расследовалась. Выяснилось, что никакого пожара не было, зато компания оперативно сожгла бухгалтерскую книгу и некоторые документы. Кроме того, усомниться в версии о пожаре заставило и то, что внезапно перед проверкой сломалась бухгалтерская система 1С на компьютерах. Эти факты наводили только на мысль о заметании следов компанией Золотарева.

За защитой в Страсбург

Факты по делу Мотошкина более чем, очевидны, тем не менее, обвинения против него не прекращаются, продолжая кочевать из одной статьи в другую.

Несмотря на то, что прокуратура принесла извинения Савелию Мотошкину и прекратила дело за реабилитирующими (равно полностью оправдывающими) обстоятельствами, экс-глава УКС намерен восстановить свое доброе имя и прекратить попытки переквалификации дела. Ради этого он уже подал документы в Страсбургский европейский суд по правам человека.

- Мне по программе реабилитации возместят моральный ущерб. Но я стремлюсь к справедливости, - говорит Савелий Михайлович.

Следующим шагом станет его законное требование на восстановлении в прежней должности руководителя УКС Бурятии. По словам Савелия Мотошкина, он вовсе не скучает по работе в качестве госслужащего, здесь дело принципа. Несправедливо обвиненный и вынужденный уволиться со своего поста глава УКС хочет доказать делом свою невиновность.

 

Татьяна Иванова, «Центральная газета»