Татьяна Думнова: "Высказывание Медведева об учителях - презрение к России"

 
«Очередное крылатое выражение премьера- министра Дмитрия Медведева и его совет для учителей страны «денег нет - идите в бизнес» звучит бессмысленно, если не издевательски», - считает бывший министр экономики Бурятии, а ныне председатель комиссии по экономическому развитию и ЖКХ Общественной палаты Бурятии Татьяна Думнова.

 

Во-первых, он публично  признал невозможность государства обеспечить учителям достойный уровень доходов, забывая о том, что повышение заработной платы учителям - дело государственной важности. Низкие заработные платы это прежде всего подавление мотивации учить качественно и с энтузиазмом. Во-вторых, в то время, когда мир идет по пути повышения качества образования, курс правительства России под названием «коммерциализация всей социальной сферы», в том числе образования, заводит развитие страны в тупик.

Школа все больше вовлекается в коммерческий оборот. В образовании идет слияние образовательных учреждений, сокращение ставок. Директора школ уже заняты не образованием, а управлением имуществом и извлечением из него той или иной прибыли. Качество образования катастрофически падает. Но об этом ведь честно никто  не говорит. Бизнес в учебных заведениях разрушает основы системы образования. Без нормальной системы образования наша страна обречена на прозябание на долгие годы. Сферу образования ждет откат к  устареванию программ, репетиторству и взяточничеству, а в конечном результате- к деградации.

Низкие заработные платы ударяют по всему развитию страны. Высказывания Дмитрия Медведева - полное презрение к России, к ее будущему. Чтобы выжить, учитель набирает по1,5-2 ставки  и более в условиях старения и дефицита кадров. Отсутствуют средства на поддержку молодых специалистов. Масштабная оптимизация штатов в учреждениях проводится под лозунгом банальной экономии и  без учета реальных потребностей образовательного процесса. В этой ситуации экономисты лучше педагогов знают и указывают, сколько детей посадить в класс, в детсадовскую группу, в театральную студию, сколько нянечек должно быть в детском саду, а также кому сколько и за что платить.

Педагог работает на износ и неизбежно халтурит. Как можно на  мизерные деньги прокормить семью, при этом пропадая в классе с утра до ночи ? Молодежь после получения профессии  учителя уже не спешит приходить в школу из-за низкой зарплаты. Сегодня в России ничего не делается для того, чтобы мужчины вели те предметы, которые им сам бог велел. А ведь, по мнению экспертов,  «женское лицо» школы отрицательно сказывается на психическом здоровье мальчиков, особенно тех, кто растет в неполноценных семьях.

Кто будет учить детей, когда на заслуженный отдых уйдут наши учителя-ветераны, достойные уважения?  И  если было время, когда была возможность открыть частные школы, детские сады, педагоги не ждали милости от государства, то сегодня у беднеющих граждан все меньше денег на платные услуги, как и на репетиторство. А вот сельские учителя и вообще не прекращали побочный «бизнес» - весь свой отпуск и выходные посвящают работе на огородах, иначе не прокормиться.

С экономической точки зрения, предложение учителям пойти в бизнес, вызывает негодование! Учителей в институтах готовят не к бизнесу, а в педагоги не идут люди с предпринимательской жилкой. Какую нишу учитель может найти на рынке труда?  Социальное предпринимательство, репетиторство? Возможно, но  до сих пор не заработала реализация 442 ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан», кроме того на рынке труда нет такого количества рабочих мест, когда за последнее время армию безработных в Бурятии пополнили свыше 40 тыс. безработных граждан.

Я напомню вам, что только после повышения социальных страховых взносов, опять же после принятия решения правительством Медведева, в Бурятии было закрыто свыше 5 тыс  ИП. Из-за дефицита бюджетных средств резко, в разы, сокращена господдержка малого бизнеса. Если раньше Бурятия получала около миллиарда рублей, то в этом году  порядка 14 млн.руб. Частное предпринимательство загибается от бесконечных налогов, поборов и непоследовательной политики Правительства России. Так в какой бизнес идти учителю, может ли учитель без кредитов, личных инвестиций занять нишу в механизме проектного  финансирования для малого бизнеса?

Президент страны Владимир Путин поставил перед правительством России задачу о доведении заработной платы педагогам до среднего уровня по экономике. В действительности же господин Медведев своим высказыванием признал, что правительство не намерено в полном объеме исполнять майские Указы президента. Он нашел  другое, лукавое решение. В мае правительство России отчиталось, что все хорошо или почти хорошо, по итогам 2015 г. зарплата  у учителей подросла на 106% от средней по экономике и составила в среднем по стране  32,6 тыс. руб.  

Это произошло за счет манипуляции  расчетов,  среднюю заработную плату в экономике сократили  по новой методике. Теперь учитываются зарплаты занятых у индивидуальных предпринимателей и физических лиц, что и привело к понижению размеров средней зарплаты по региону. Соответственно, зарплаты бюджетников по отношению к этой сократившейся средней в процентном отношении подросли.

Кроме того, повышение  зарплат было съедено инфляцией, согласно анализу динамики прироста реальных зарплат, покупательная способность бюджетного сектора по итогам 2015 г. снизилась до уровня начала 2012 г. Регионам попросту  не хватает средств на выполнение майских Указов Путина.

Конечно, нужно рассматривать вопрос повышения заработной платы  в контексте целенаправленного обваливания рубля, произошедшего в целях насыщения бюджета обесцененными рублями, за которые уже можно купить значительно меньше товаров и услуг. Большие опасения вызывает повышение МРОТ с 1 июля до 7500 рублей, так как эти расходы учитываются в общем фонде оплаты труда и не финансируются. И каждый год, наступая на одни и те же грабли, мы получаем снижение фондов стимулирования педагогов за счет того, что из общего фонда надо увеличивать зарплату обслуживающему персоналу.

В связи с увеличением МРОТ с 1 июля до 7500 рублей без дополнительного финансирования ситуация в Бурятии с заработной платой еще может усугубиться. Чтобы учитель шел в школу и работал по призванию, он должен получать на 15-20% выше заработной платы по региону, он не должен придумывать механизмы организации  своего труда, ему это гарантировано Конституцией России.


Татьяна Думнова, председатель комиссии по экономическому развитию и ЖКХ  Общественной Палаты Республики Бурятия, специально для «Республики»