Тунка на перепутье

 
Что ждет район после выборов?

 

Остались, буквально, считанные дни до выборов главы Тункинского района. Предвыборная кампания, которая стартовала в начале декабря прошлого года, подходит к концу. За это время многое стало ясно и о самих кандидатах, и о том, чего ждать Тунке с их приходом.

Об особой  значимости этих выборов для республики и страны мы говорили не раз. Первые выборы в 2016 году, в год больших выборов в Госдуму и возможных выборов главы Бурятии. В год, когда должна поменяться  ранее принятая система выборов вообще. К Тунке, на самом деле, сегодня приковано внимание всех ведущих политических аналитиков и технологов. Для них выборы в одном из районов Бурятии — это некий эксперимент, в ходе которого должен быть опробован новый выборный инструментарий, а на основе результатов учтены ошибки.

Для Бурятии же  это очередная битва за регион. Как — то  так получилось, что раз в несколько лет в Тунке сходятся интересы основных противоборствующих сил республики. Сегодня эта битва осложнена претензиями на земли и власть в Тунке руководства богатой Иркутской области, которое, судя по всему, поддерживает и подкармливает местную оппозицию, начиная от сенатора Мархаева, заканчивая Аркадием Зарубиным.

От того риторика кандидата от оппозиции предпринимателя  Альхеева так насыщена симпатией к иркутянам. Одним из пунктов его предвыборной программы обещает принести Тункинскому району профит в виде стоимости электроэнергии как в Иркутской области, которая дешевле в четыре с лишним раза. При этом, как показала практика и многочисленные обращения руководства Бурятии к министерству энергетики России и энергетическим монополистам, сделать это невозможно по существующему законодательству, которое устанавливает тарифы по границам регионов, даже если от иркутского дешевого столба полтора метра.

Более того, вся предвыборная идеология Ивана Альхеева — это параллельная реальность. Кандидата ведут изначально без попыток встроить в существующую систему исполнительной власти, потому, что туда уже встроен его оппонент, фаворит гонки Аламжи Сыренов. Вопросов же с выдвижением Альхеева немало. Его не знают на “площади” (собирательный термин для властных структур Бурятии), он идет при поддержке иркутского сенатора Мархаева, но без поддержки тункинских коммунистов и видных коммунистов Бурятии, ему не благоволит Наговицын. Его пиарщики раскидывают листовки, в которых черным по белому написано — “подачки Улан-Удэ нам не нужны”.  Что ему делать на посту главы района республики, которой он не нужен и которая не нужна ему?

Ответ прост. В параллельной реальности, которую себе выстроила так называемая оппозиция, по-видимому, во главе правительства Бурятии уже сидит Мархаев, победивший на выборах  в сентябре 2016 года, и работает по указке губернатора Иркутской области Сергея Левченко, а Иван Альхеев при этом уже готовый глава одного из богатейших районов республики, открытых ворот в Бурятию для иркутского бизнеса и политики. Вот тогда картинка очень даже красиво складывается.

Но полагаться на такие “прогнозы” чревато, так что в реальности настоящей делать Альхееву в главах Тунки, действительно, нечего. Это потенциальный тупик для развития района и головная боль для Бурятии. Это вариант развития отношений одного из сторонников Альхеева главы Аршана Даши Дашеева с районными властями, то есть вариант яростного противостояния и, как следствие, проблем для простых граждан. Нужно ли это тункинцам? Настолько ли они ненавидят своих сегодняшних руководителей, так ли недовольны сегодняшней ситуацией в районе, что готовы пережать самим себе кислород?

Добавим  еще и то, что Аламжи Сыренов в случае гипотетического выигрыша Альхеева остается председателем райсовета, в силах которого снять даже  народно избранного главу района, не говоря уже о том, как будут складываться  рабочие отношения между вчерашними оппонентами. У них диаметрально противоположные взгляды на руководство районом, и ни одно постановление главы, ни один важный документ не сможет вступить в силу без одобрения райсовета. В добавок, Альхеев, скорее всего, начнет менять команду в администрации, ставить новых/старых одиозных деятелей типа бывшего главы Петухова, а это новые скандалы и вражда. Так что выбор Альхеева, в этом случае, ничего кроме затяжной и изматывающей войны Тункинскому району не принесет. Во время экономического кризиса удовольствие это сомнительное.

На протяжении последних трех лет оппозиция через мнимого общественника и журналиста Аркадия Зарубина бездоказательно кричала о коррупции, о бизнесе Самаринова, о криминальном прошлом руководства администрации и многом другом. Так ли это на самом деле, ни Аркадий Зарубин, ни Даша Дашеев, ни влиятельная поддержка в Улан — Удэ доказать не смогли. Но, задайте себе вопрос и постарайтесь на него честно ответить. В какую сторону изменится ситуация в районе, при том, что Иван Альхеев точно такой же бизнесмен, имеющий не просто строительный и торговый бизнес, но и, как говорят, полулегальные интересы в бизнесе нефритовом? Можете ли вы представить скандального Аркадия Зарубина руководителем какого — нибудь информационного отдела администрации? Готовы ли вы к тому, что этот человек на ближайшие четыре года станет официальным гласом и лицом района?

С выбором же Аламжи Сыренова все ясно как дважды два. Этот человек давно работает в структурах исполнительной власти. За то время, сколько он в районе, с его именем не было связано ни одного скандала, он не принимает поспешных решений, и, самое главное, руководит без напряжения и метаний. С его опытом руководства штатом сотрудников ГИБДД в несколько сотен человек все делается быстро, четко и едва ли заметно для стороннего глаза. Но жители Тунки знают и чувствуют, что в случае чего их проблемы сможет решить настоящий, надежный и спокойный руководитель, а не случайный человек, по ошибке попавший в кресло главы.

Таким образом, на чаше весов для тункинцев лежит совершенно ясный выбор между стабильным и уверенным будущим и невнятной, несущей распри и  политический кризис ситуацией. В нашей стране демократия, поэтому выбор только за ними.