Тушить или не тушить?

 
Сибирские малонаселенные регионы выводят большую часть своих территорий в так называемые «зоны контроля лесных пожаров»,  на которых тушить пожары необязательно.

 

Гринпис России недоволен. В конце мая крупнейший регион страны республика Саха (Якутия) отнесла 86% своего лесного фонда, а это 219,9 миллионов гектаров, к «зоне контроля лесных пожаров», то есть к территории, в пределах которой лесные пожары по новым правилам можно не тушить, если они не создают  угроз населенным пунктам и объектам экономики, и если предполагаемые затраты на тушение превышают прогнозируемый вред. 

Напомним, что, зоны контроля лесных пожаров были введены в октябре 2015 года приказом Минприроды России. Конкретные границы зон контроля должны определять в пределах зон существования лесоавационных работ в труднодоступных и удаленных лесах уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ

На установленную в республике Саха (Якутии) зону контроля лесных пожаров - то есть территорию, где лесные пожары можно не тушить - приходится 19,2% от общей площади земель лесного фонда Российской Федерации, то есть это решение является весьма значимым в масштабах всей нашей страны.  В Гринпис считают, что, впрочем, фактически оно лишь легализует уже сложившуюся ситуацию, при которой многие крупные, но сильно удаленные от населенных пунктов и инфраструктуры, лесные пожары начинают тушить только тогда, когда они доходят до этих населенных пунктов и инфраструктуры. На то, чтобы тушить все пожары и делать это своевременно, у региона нет денег - переданные ему лесные полномочия финансируются из федерального бюджета в лучшем случае на десятую часть от реальной потребности.

По словам руководителя лесного отдела Гринпис России Алексея Ярошенко, практически такой подход будет означать следущюее: 

- Во-первых, на большей части Якутии, с учетом очевидных тенденций роста горимости, сгорать будет больше, чем прирастает - то есть Якутию больше нельзя будет рассматривать как регион, где возможно сколько-нибудь значительное лесопользование, выходящее за рамки местных нужд. Во-вторых, пожары будут бесконтрольно разрастаться на ранних стадиях развития (пока они далеки от поселений и инфраструктуры), и выходить к поселениям и инфраструктуре широкими фронтами, часто верховыми, с которыми будет уже практически невозможно справиться. Впрочем, это и сейчас уже так - то есть принятое правительством Якутии решение лишь формализует и легализует уже сложившуюся ситуацию. У него, собственно, и выхода нет - при существующем финансировании переданных региону лесных полномочий обеспечить нормальную охрану лесов от пожаров в принципе невозможно, - говорит Алексей Ярошенко.

В данном контексте ситуация в ряде регионов, таких как Бурятия, Забайкальский край и Иркутская область похожа на якутскую. Та же схема и те же объемы выделения денег на тушение пожаров, тот же объем лесного фонда, приходящегося на малонаселенные территории. Опыт прошлого года показал, что при существующих полномочиях и уровне обеспечения финансами, регионы одни не справляются со стихией. Поэтому с большой уверенностью можно сказать, что в Бурятии скоро появится подобная законодательная инициатива. И это не может не тревожить, так как на территории Бурятии много природных заповедников и уникальная фауна Байкальского региона.

При этом в инициативе Якутии есть оговорки. В Рослесхозе интервью Коммерсанту заверили, что постановление якутских властей «не является отказом от тушения лесных пожаров», так как решение принимает региональная комиссия по ЧС «при совпадении целого ряда факторов». «Нельзя исключать, что местная лесная служба будет тушить все пожары, потому что значительная часть населения республики ведет кочевой образ жизни и постоянно перемещается»,— заявили в Рослесхозе, тем не менее пообещав дать правовую оценку якутскому постановлению на предмет его обоснованности. Близкий к Минприроды источник «Ъ» сослался на мировую практику, пояснив, что в Канаде и ряде других стран не тушат естественные пожары в труднодоступных местах.