В Бурятии некому заниматься национальной политикой

 
Каким - то странным образом  один из самых крупных  национальных регионов России остался без правительственного ведомства, отвечающего за щепетильные вопросы межнациональной политики. Возможно, именно  благодаря такому равнодушному подходу,  сегодня мирную доселе Бурятию сотрясают скандалы на национальной почве.

Не сказать, что на уровне Российской Федерации с национальной политикой всё хорошо. В последние годы эти вопросы негласно курировал Минрегионразвития, расформированный в 2014 году, сегодня  остаточные функции по мониторингу и анализу  закреплены сразу за несколькими федеральными ведомствами и их территориальными управлениями, в том числе ФСБ. Также существуют многочисленные  правительственные комиссии и совещания, Общественная палата при президенте России, куда входят и представители Традиционной буддийской Сангхи, однако централизованно за межнациональным миром и согласием в стране  следить некому. 

В этих условиях любопытна недавняя инициатива депутатов Госдумы. Как сообщают Известия, депутаты КПРФ Валерий Рашкин и Сергей Обухов подготовили письмо президенту Владимиру Путину с просьбой воссоздать федеральное министерство по делам национальностей, которого в стране нет с 2001 года. Парламентарии считают, что вопросы гармонизации межнациональных отношений следует решать централизованно.

Рашкин и Обухов отмечают, что всё чаще слышны лозунги об отделении целых регионов как из уст ряда националистов, так и иных групп. «Тенденции воинствующего национализма еще в 1990-е годы наметились в Татарстане, Башкортостане, ряде республик Северного Кавказа, на Урале и в Сибири. Так, идеи Уральской республики культивируются 25 лет», — отмечают в своем письме коммунисты. Ранее о необходимости воссоздать министерство по делам национальностей неоднократно говорили представители общественности и других политических партий. В 2010 году на слушаниях в Общественной палате по вопросам совершенствования миграционной политики известный правозащитник Александр Брод заявлял о том, что в России следует создать специальное ведомство по делам национальностей и совершенствованию миграционной политики. В 2011 году в предвыборной программе «Общероссийского народного фронта» (ОНФ), с которой партия «Единая Россия» шла на выборы, также содержалось предложение о создании министерства по делам национальностей, которое должно было стать ответственным за гармонизацию межэтнических отношений. 

Председатель комитета ГД по делам национальностей Гаджимет Сафаралиев («Единая Россия») предложение о возрождении такого ведомства поддержал, отметив, что межнациональные отношения и укрепление межнационального мира — одно из условий обеспечения государственной безопасности, сохранения и процветания России.

Гаджимет Сафаралиев: - Какой-то исполнительный орган — будь то министерство, агентство или иная структура — должен быть. Многие законы, стратегия национальной политики, которая была  подписана Владимиром Путиным в 2012 году, в определенных частях предполагают некие централизованные действия. В прошлом году был принят закон об ответственности глав муниципальных образований за недопущение конфликтов на межнациональной, межконфессиональной почве. Мы создали полностью структуры от муниципального образования до центра. Есть такая инфраструктура, которая занимается межнациональными отношениями. И такой орган на уровне исполнительной власти, который координировал бы, мониторил, занимался превентивными действиями или другой работой, в принципе был бы нужен, — считает депутат, поясняя, что национальная политика — это один из моментов безопасности для любого государства. 

Еще в 2011 году Владимир Путин, отвечая на вопросы во время прямого эфира, пообещал подумать над идеей возрождения министерства национальностей. А в 2013 году глава Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что Минрегион в том виде, в котором существует, не способен отвечать «за дыры в национальной политике», поэтому, по ее мнению, рано или поздно правительство воссоздаст министерство национальностей. В настоящее время в правительстве вопросы национальной политики отнесены к ведению вице-премьера Александра Хлопонина.

Если на уровне Российской Федерации централизовать национальную политику не спешили, то во многих нацональных регионах  подобные министерства  были созданы давно. Ведомства в статусе министерств субъектов федерации, занимающиеся национальной политикой есть в Дагестане, Коми, Удмуртии, Карелии, Чечне, Мордовии, Башкирии, Чувашии, Хакасии и т.д. В Бурятии ни о чём подобном даже никогда не говорили. Вместо этого функции за соблюдением  национального мира возложены на небольшой комитет при главе Бурятии, одного из советников главы Жаргала Дагбаева, комитет в Народном Хурале и на одного из сотрудников  управления общественной безопасности в администрации города Улан-Удэ.  Некоторые полномочия есть у Общественной палаты при главе и многочисленных общественных организаций: ВАРКа (всебурятская ассоциация развития культуры), Русского культурного центра, казачьих сообществ  и т.д. Открытие Дома дружбы народов тоже можно отнести к мероприятиям по сохранению национального мира. 

Любопытно, что многие из эти образований занимаются, чем угодно, но не сохранением межнациональной стабильности. Так, ведущий специалист комитета по делам национальностей в правительстве Вадим Мясников был одним из инициаторов дела по 282 статье в отношении несовершенноленего подростка, который «репостнул»  неподобающую картинку в социальной сети.  Единственный специалист управления общественной безопасности администрации города Улан-Удэ, отвечающий за национальные вопросы, Оксана Орлова выступила инициатором и свидетелем по нашумевшему делу Зуртана Халтарова, в итоге осужденного по всё той же 282 статье за высказывания националистического характера в интернете. То есть налицо некоторое непонимание чиновниками своих функций и задач.  

Остальные созданы либо для галочки, как должность Жаргала Дагбаева, о котором после назначения ничего не слышно, или тот же Дом дружбы народов, говорят, там проводят языковые курсы для детей мигрантов, однако никаких крупных акций и мероприятий  там не проводится, либо  находятся в глубоком анабиозе как  ВАРК

Понятно, что необходимость министерства  по делам национальностей для слаженной работы всех разрозненных образований назрела давно.  Это даже стыдно, республике с одним из самых многочисленных  коренных народов России не иметь подобного ведомства. Однако  надежд на то, что в кризис, когда министерства, наоборот, объединяют, правительство пойдёт на расширение, почти никаких. А ведь, если бы власти задумались о подобном ведомстве хотя бы пять лет назад, возможно, у этой же самой власти сейчас было бы меньше проблем. Вместо этого о национальном вопросе предпочитали традиционного молчать, пока не рвануло. Сейчас же остановить эту волну, подогретую изголодавшимися до трибуны националистами с обеих сторон, вряд ли удастся.