Забайкальцев напугала бурятская торговая "экспансия"

 
Предстоящее открытие в Чите двух торговых центров сети “Абсолют” стало поводом для проплаченной истерики в некоторых забайкальских СМИ.

 

“Забайкалье - колония Бурятии” -  с таким провокационным заголовком вышла скандально известная и популярная в крае “Вечорка”. 

“Ответственно заявляем, что речь идет о подрыве региональной продовольственной безопасности. Иными словами, будет ли завтра на столе у забайкальцев хлеб, теперь зависит от капризов чиновников и коммерсантов из соседних регионов”, - паникует газета.

Этим настроениям вторят блогеры.

“Кирдык скоро придет всем нашим оптовым компаниям и местным производителям МПК, ЧМК, Ключам, Даурии, Радуге и другим. Будем все брать в Спутниках, Читинках и Абсолютах.. P.S. Сегодня я видел в магазине хлеб произведенный в Бурятии…”, - пишет читинский блогер Черепанов.

Бурятский бизнес действительно давно и успешно работает в соседнем регионе. Причем активная деятельность наших компаний там началась еще десять лет назад. Первопроходцем можно назвать компанию депутата Народного Хурала Матвея Баданова «Бин», которая представлена в Чите магазинами «Спутник» и «Николаевский». В свое время на забайкальский рынок заходили «Снежный барс», «Славия – Тех», «Барис». Естественно, не обошлось без тогдашнего лидера бурятской экономики «Байкалфарма».

Наиболее успешно закрепиться на рынке удалось «Бину» и «Читинке» - компании, принадлежащей бывшему депутату горсовета Эдуарду Бадмаеву. Причем, условия работы для них были не самими радужными. Если «Читинку» еще не сильно трогали в виду ее небольшой доли на рынке, то стремительно развивающийся «Бин» «мочили» по всем фронтам. И методами не гнушались, распуская слухи о гнилых продуктах и антисанитарии. Заказчика этой грязи вычислить не трудно, как заявила сама «Вечорка» местный ритейлер в Чите один – «Привоз» бизнесмена Бажина.

В связи с этим возникает вопрос, действительно ли читинские ритейлеры так радеют за покупателей и местных поставщиков, или просто защищают таким образом свою долю на рынке? Ведь в конечном итоге от конкуренции все равно выигрывает потребитель. Не вина бурятского продуктового бизнеса в том, что покупатель выбирает их, так как наши ритейлеры могут предложить более низкие цены и хорошее качество.

Например, сегодняшний взрыв ненависти по отношению к бурятским компаниям обусловлен заходом на рынок еще одного крупного игрока «Абсолюта», который давно ведет успешную работу за пределами Бурятии. В Иркутской области, где компания широко представлена, тоже не обходилось без проблем со стороны конкурентов и властей, но в итоге покупатели очень довольны.

Любопытно, что, когда нет иных претензий, например, к качеству или ценам, местные патриоты начинают вытаскивать из загашников такие термины как «продуктовая безопасность». Мол, теперь, чтобы вывести забайкальские товары на полки магазинов надо будет ехать в Улан-Удэ и бить челобитную бурятским властям. Вероятно, авторы этих строк мало знакомы с политической кухней Бурятии и с тем, как в современной России работают рыночные отношения.

На сегодня нет ни одной веской причины, кроме качества и цены, по которой бурятские ритейлеры не будут работать с местными поставщиками. Местные бренды – это преимущество, и, если у покупателя есть к ним интерес, они обязательно будут продаваться на полках магазинов, неважно, бурятских, читинских или красноярских.

Кроме того, вывод на полки ритейлеров продукции местных производителей - это задача для местных же властей. Их умение работать с инвесторами должно сыграть в этом главную роль. Забайкалье ждет нового губернатора, чуть меньше месяца осталось до выборов первого человека в регионе. И, вот, первая задача победителю - найти общий язык с компаниями, бурятскими, иркутскими, красноярскими, новосибирскими и т.д. во благо жителей края и благосостояния краевых производителей.

 

Баярма Чимитова, «Республика»