Блатные и пиарщики

 

В Бурятии окончательно сформировано правительство. Какой будет новая команда Цыденова?

 

В минувшие выходные глава Бурятии Алексей Цыденов обнародовал на своей странице в Фейсбуке список из пяти человек, которые займут министерские посты в правительстве республики и тем самым закроют вакантные места в кабинете министров. Чуть позже Алексей Цыденов назвал и имя нового главы своей администрации - им станет депутат Народного Хурала Баир Цыренов старший.

Новый Носков

Сегодня, когда формирование команды нового главы завершено, можно говорить о том в какую сторону и с какими мыслями Бурятия будет смотреть в будущее.

Очевидно, что выбор Баира Цыренова, откровенно марионеточной фигуры, пришедшей из олигархического бизнеса Михаила Слипенчука, говорит о том, что внутренней политикой Цыденов будет заниматься сам, либо при мощной поддержке структур извне, как гражданских, типа консалтинговых агентств, так и силовых, типа ФСБ.  Грубо говоря, то, что Цыренов занял должность Петра Носкова, которого называли «серым кардиналом» республики, не означает, что он получит полномочия Носкова или будет Носковым.

Ослабление фигуры главы администрации правительства также связано с усилением федеральной политической повестки перед выборами президента страны. При этом будущее Баира Цыренова напрямую связано с выборами в марте 2018 года. Здесь также возможны варианты.

Сформированный кабинет министров и зампредов также позволяет сделать определенные выводы. Если от института зампредов, по сути являющегося свадебным, сугубо политическим, никто особо ничего не ждет, то от выбора министров, которым предстоит  каждый день работать в поле, зависит многое.

Неприкасаемые против народных

На сегодня с большой долей уверенности можно сказать, что правительство у нас будет весьма неоднородным. Наверное впервые столь четко прослеживается граница между группой министров, которых можно назвать «блатными» и группой, которую можно назвать «пиарщиками». Пока водораздел проходит по принципу тех, кто остался на своих местах с прежнего состава правительства, а также тех, кто был назначен без конкурса, и тех, кому пришлось участвовать в самом масштабном кадровом реалити-шоу республики последнего времени.

В первую группу входят министр природных ресурсов Юрий Сафьянов, министр промышленности Алексей Мишенин, министр соцзащиты Татьяна Быкова, министр имущественных отношений Маргарита Магомедова, министр сельского хозяйства Даба-Жалсан Чирипов, министр транспорта Сергей Козлов, министр строительства Николай Рузавин. Все они пережили смену власти несмотря на то, что ко многим из них были вопросы.

Если углубляться в тему кадровых рокировок, то можно сделать вывод, что при обновлении правительства свои места потеряли либо те, кто хотел уйти сам, например, министр культуры Тимур Цыбиков, либо те, кто потерял вес с уходом Вячеслава Наговицына. Все остальные остались при своих связях и поддержке, которые когда-то помогли им занять должности. Поэтому эту группу условно можно назвать «блатными».

К ним прямой дорогой примыкает Баир Жалсанов, единственный новый министр в правительстве Цыденова, назначенный без конкурса. Интрига такого решения не разгадана до сих пор. Достаточно открытый в любых вопросах Алексей Цыденов эту история до сих пор никак не прокомментировал, как и рокировку с недавно назначенным зампредом  по инфраструктуре Мункожапом Бадмаевым, который спустя пару месяцев стал запредом другого толка - представителем Бурятии при президенте России. Без единого объяснения.

Министры, прошедшие сквозь сито открытых конкурсов, совсем другие. Если где-то и был блат, то совсем не большой, на уровне договоренностей и пакта о ненападении с различными группами республиканских элит. Анализируя состав - все пятеро буряты, две из них женщины, причем, ранее эти должности занимали мужчины, а также специфику министерств, можно сказать о том, что главной целью этих людей будет пиар республики, да и работы всего правительства в целом. Особенно это актуально для министерства культуры, спорта и молодежи, а также нового туристического ведомства.

Каждый из новых министров в своих проектных заявлениях пытался принести что-то новое. Однако, чем опытнее чиновники, тем менее смелые инициативы и цифры они озвучивали. Тем не менее это уже что-то. По крайней мере, через пару лет с них можно будет хоть что-то спросить и оценить эффективность работы.

Ворота в Азию

Например, министр культуры Соелма Дагаева, руководившая в последнее время крупнейшим издательским домом «Информ Полис», в своей кандидатской программе указала главную цель министерства- превращение Бурятии в культурную столицу Востока России.

«Для Запада мы можем стать воротами в Азию, для Монголии, Китая и других стран -в Россию», - пишет она.

Проект «Бурятия-центр российского Востока» будет опираться в основном на маркетинг. По замыслу автора, проект должен консолидировать усилия республики на всех уровнях. А успех может быть достигнут через укрепление международных связей, проведение межрегиональных и международных культурных мероприятий, усиление материально-технической базы, привлечение инвестиций в культуру, а также государственных дотаций.

Проект профильного министра туризма Марии Бадмацыреновой пересекается с заявленными концепциями Соелмы Дагаевой с поправкой на экологию озера Байкал.

Несмотря на то, что должность министра по туризму в правительстве новая, Мария Бадмацыренова по сути будет заниматься тем же, что и раньше, ранее она возглавляла комитет по туризму в администрации Улан-Удэ, позже в министерстве экономики, то есть фактически заведовала всем туристом республики. Поэтому данное назначение ни для кого не стало новостью.

Буузы в Юнеско

Мария Бадмацыренова в своей кандидатской программе предлагает рациональное использование туристического потенциала республики, чтобы одновременно улучшить качество жизни местного населения и создать высокодоходный и организованный  туристический поток. Хорошим результатом своей работы министр считает показатели 2022 года, то есть следующей пятилетки, когда рост объема услуг сферы туризма должен опережать бурятскую экономику в два раза, и составлять 5% от ВРП республики. Что достаточно скромно для отрасли провозглашенной как стратегическая на ближайшее будущее.

При этом осторожный в прогнозах министр также рассказала о том, что существующие методики оценки туристического потока и его влияния на экономику и экологию региона не позволяют эффективно оценить вклад сферы туризма в ВРП Бурятии. Судя по всему, сегодня он заметно меньше 5 процентов и это достаточно грустно.

Всего на деятельность министерства в 2018 году будет заложено 25 миллионов рублей. При таких достаточно скромных средствах Мария Бамацыренова уверена, что не менее 50% из них должны быть потрачены на маркетинг, около 15%  на кадры и 35% на инфраструктуру.

Мария Бадмацыренова также предлагает пиарить республику через событийный туризм и локальные бренды. Например, новый министр предлагает ни много ни мало, внести бренды бурятских бууз и национального танца ёхор в список всемирного наследия Юнеско.

Борцы с АУЕ и врачебным пьянством

Судя по программным заявлениям, новый министр спорта и молодежи Вячеслав Дамдинцурунов, пришедший из промоутерского спортивного бизнеса, будет выстраивать властную спортивную вертикаль и бороться с молодежной преступностью. Кроме того, в его полномочиях также не обошлось без маркетинга и пиара территорий. Дамдинцурунов предлагает продвигать республику через международные спортивные мероприятия на территории Бурятии. Хорошим результатом работы ведомства  по мнению Дамдинцурунова станет 40% доля вовлеченных в спорт, среди молодежи до 80% к 2022 году.

Весьма смелым можно назвать проект нового министра здравоохранения Дамбинимы Самбуева. Кроме уже нашумевшей инициативы бороться с пьянством врачей, новый минздрав призывает запретить платные услуги в системе государственного здравоохранения, так как по его мнению, таким образом налогоплательщик, на чьи деньги и содержиться эта система, переплачивает дважды. Действительно, кому как не бывшему начальнику территориального ФОМС знать на чьи деньги содержится система здравоохранения. Однако, если считать расходы Дамбинима Самбуев умеет очень хорошо, то в политике он все-таки новичок и ему есть чему учиться.

Все заново

Не менее грандиозные планы на республику у еще не утвержденного Народным Хуралом министра экономики Александра Бардалеева. Молодой министр, пришедший из банковской сферы предлагает создать Минэк 2.0., то есть полностью «прокачать» ведомство.

Как и его коллеги, Бардалеев выделяет сильные стороны Бурятии в ее географическом положении, туристическом потенциале и «этнической фишке» (тут министр подразумевает культурное наследие и национальное разнообразие).

Кроме того, Бардалеев видит министерство экономики, как главное связующее звено по внедрению проектного управления в правительстве республики. Таким образом он намерен преобразовать Фонд регионального развития в Корпорацию развития Бурятии с имущественным активом и денежным наполнением, в которую также будет входить Фонд поддержки малого предпринимательства, бизнес-инкубатор и технопарк. Бардалеева, видимо, не особо смущает, что Корпорация развития Бурятии была ликвидирована в 2009 году, когда Счетная палата выявила ее крайне низкую эффективность, несмотря на то, что у нее было и имущество и деньги. За три года корпорация не показала никакого результата, а все расходы шли только на содержание собственного же имущества, которое было передано ей правительством Бурятии.

Программа Бардалеева также изобилует специальными терминами, один из которых встречается гораздо чаще других - KPI (ключевой показатель эффективности). Для безработицы - это количество безработных, для инвестиций- это количество инвестиций. При этом на месте конкретных цифр в работе министра почему-то стоят прочерки.

 

Евгения Балтатарова