Евгения Балтатарова: "Сангха больше не является буфером в тибетском вопросе"

 
 
Одно из редких нормальных интервью Далай ламы российским СМИ появилось сегодня на сайте Lenta.ru. Обратите внимание на то, кем оно было организовано. Тувинские буддисты делают большую заявку. Даже не знаю на что конкретно, на право представлять российских буддистов на международной арене, в России, на право быть мостом, посредником в общении российских властей и администрации Тибета в изгнании и т.д.
 
В любом случае эти тенденции отразятся на Сангхе, которая, как известно, при названии «российская», представлена буддистами из Бурятии, и которая пока еще доминирует. Не получится ли так, что в скором времени Путин будет приглашать на религиозные и патриотические мероприятия и Хамбо ламу Аюшеева и Тэло Тулку Ринпоче, типа от буддистов России, чтобы сохранить паритет?
 
Мне кажется, Хамбо лама несколько углубился в проблемы бурятского народа и конкретно упустил международный аспект, хотя история его возвышения, уж простите, но события 1995 года в ЦДУБ и позже создание Сангхи об этом недвусмысленно напоминают, строилось именно на международной теме.
 
Отношения Китая и России во многом зависят от тибетского вопроса. И Сангха более 20 лет служит общественным буфером. Хамбо ламе удалось в какой - то мере снять напряжение в Бурятии, да и в общем - то в России, по поводу возможного приезда Далай ламы в нашу страну. Правда, весьма радикальным способом, концептуально отрезав бурятский буддизм от Тибета и ослабив влияние его высокопоставленных лам. Не без помощи федерального центра, который взамен может на любой общественно - правовой площадке свободно оперировать такими понятиями, как «у нас тут свой буддизм, и нашим буддистам Далай Лама не нужен».
 
Однако, религия вещь тонкая, а Далай лама политик покруче Путина и тем более Хамбо. Далай лама нашел в тувинцах ту поддержку, которую потерял в Бурятии. А это значит, что буддисты в России неоднородны и могут думать по - разному, в том числе по тибетскому вопросу. И как раньше уже не будет. Тем более, что в самой Бурятии растет популярность тибетского буддизма, впервые с 1995 года. Например, на недавних учениях Далай ламы в Риге и Улан- Баторе побывала наверное вся национальная элита Бурятии. А попытки Сангхи этому помешать иногда напоминают панику. Вспомнить хотя бы «наглое вторжение» в земли Анинского дацана, где на скале силами паствы ученика Далай ламы Еше Лодой Ринпоче было высечено 33 метровое изображение Будды Шакьямуни.
 
В ответ на это Сангха начала оформлять свои «исторические земли» по всей Бурятии, в том числе тот злополучный участок со скалой, в собственность. Наверное, таким способом, Сангха надеется остановить повторную тибетскую экспансию в такой опасной близости от Китая.
 
Останется ли в силе договор российских властей и Сангхи, которую сегодня фактически и юридически в одном лице представляет Хамбо лама Дамба Аюшеев, покажет время и политическая обстановка в России. Думается, что ситуация может круто измениться, вплоть до реорганизации самой Сангхи. Возможно,мы увидим новые лица.
 
Однажды я спросила Хамбо ламу, когда он уйдет на заслуженный отдых. Не задумываясь ни на секунду, он ответил, что хоть сегодня. В голове у меня крутился вопрос - так почему не сегодня? А в его голове крутился ответ - потому, что заменить меня некому. Мне показалось, что то же самое себе говорит Путин вот уже много, много лет.
 
 
Евгения Балтатарова, «Республика»