Город без идей

 

Последнее десятилетие для Улан-Удэ стало эпохой хаоса и самодеятельности
 
Откуда растут ноги у всех проблем города? Как сделать столицу Бурятии туриcтическим центром? О плюсах и минусах политики в области градостроительства и архитектуры, а также о путях решения насущных проблем Улан-Удэ, «Центральной газете» рассказала Ирина Борисовна Аляскина, главный архитектор проектной компании «Улан-Удэархпроект»
 
— Ирина Борисовна, что выгодно отличает Улан-Удэ от других городов?
 

— Город интересен тем, что раскинулся на рельефе, классически на слиянии двух рек, в природном окружении, поэтому имеет заведомые преимущества. Есть ресурсы, разнообразная многонациональная культура, богатая история, самобытность, уникальный ландшафт. Есть успешные решения советского времени, достойная площадь Советов и комплексная застройка, построенная в разные годы.

 — А как в целом Вы оцениваете современное развитие города?

— По факту, нынешнее развитие Улан-Удэ больше напоминает самодеятельный, мало контролируемый процесс. В нарушение генплана появляются ИЖС, ДНТ и СНТ, застраиваются сакральная Иволгинская Долина, священные ландшафты, сопка Острая, прекрасная долина реки Селенги и зона отдыха Верхняя Березовка. Сама панорама застройки города отражает ее точечный подход. Высотки по Правилам застройки, как правило, не менее 20 этажей, появляются где угодно. А у нас есть сложившаяся застройка 40-50-70 годов, активный рельеф с пространственными перспективами, визуальными связями, композиционными осями. С качественной точки зрения застройка должна быть выверена и скульптурно увязана с рельефом, в этом и есть отличительная фишка города. Этим должны заниматься энтузиасты - профессионалы на всех уровнях, от руководства городом, общественности до профессиональных разработок и строительства. Нужны идеи будущего облика Улан-Удэ.    

 — Каков он, облик Улан-Удэ? Имеет ли он национальные особенности?

— Дом Радио, Гостиница «Байкал», Театр оперы и балета– в 50-е было время, когда классика перемежалась с национальными элементами: в деталях, в орнаменте, в оформлении окон. Поэтому постоянно нужно искать стилизованные образы, но этим никто сейчас не занимается. Если говорить о национальной стилистике, то есть деловой центр «Арун». Знаете, в любом городе должен быть такой объект. К нему можно по-разному относиться, но смотрится в пространстве он нормально. Мы же бываем в разных странах и обязательно в каждом городе есть какой-нибудь уникальный хитрый дом, на который идет турист. Нравится-не нравится - другой вопрос, но он масштабный, затейливый, с множеством дизайнерских деталей.

— Существует множество программ, которые по тем или иным причинам не были реализованы. Каким бы мог стать центр Улан- Удэ, если у вас была свобода выбора?

— В прошлом на самом деле было много конкурсных предложений, которые сейчас уже забыты. Приведу примеры из собственного опыта – ценная в градостроительном отношении площадка судостроительного завода, находящаяся в 500 м. от площади Советов, 8 лет застраивается торговыми павильонами барачного типа, в пойме реки ведется очень сомнительное строительство многоквартирного жилого дома. Конкурсные предложения по реконструкции производственной территории судостроительного завода были проигнорированы иркутским заказчиком «Унга». Так, одним из проектов вокруг затона и на базе заводских корпусов были предложены: штаб-квартира «Байкальский форум», судостроительный музей, оздоровительный комплекс «Аквапарк», яхт-клуб, комплекс речного причала, пешеходные эстакады по ул. Ербанова и Сухэ-Батора. Сделаны кардинальные предложения по комплексному раскрытию площади Советов и ул. Смолина на акваторию долины Селенги с учетом выноса под землю транзитного транспорта, автостоянок с площади и дальше, начиная с ул. Урицкого в откосы ул. Смолина, где проходила технологическая ж/д ветка, с продолжением на ул. Свободы. Таким образом, ул. Смолина становилась бы пешеходно-транспортной. Также была утрачена территория для организации новой культурной площади «Азия»,нанизанной на ось главной пешеходной улицы Ленина. Площадь, с включением откосов и каскадов фонтанов «Дружба» вплоть до ул. Советской, раскрывала с дальних просмотров фасад театра Оперы и Балета с уникальной аркадой, которая предполагала бы в летнее время выход театрального действия за пределы здания на пешеходные террасы.  Сегодня на этом месте добавились квадратные метры к уже построенным бесконечным гектарам торговых площадей и хозяйственный двор торгового центра «Форум», выходящий на театр. 

— В чем сейчас сложность профессии архитектора?

 —В том, что архитектурные силы игнорируются. И все это, когда широко обсуждаются стратегия развития города, программы о комфортном Улан-Удэ и качественных дорогах. Непонятно, почему на всех уровнях речь идет только о дорогах? Предметом комфортного строительства должна быть улица в красных линиях, тем более новая улица. Например, 100 кварталы: на участке, обстроенном с двух сторон, выполнена новая проезжая часть улицы. Сегодня в нее упираются отводы. Это яркий пример градостроительного нарушения, как можно отводить участки без красных линий, без учета перспективного расширения магистральной улицы. Считаю неоправданным чрезмерное «озаборивание» города. Ведь для безопасности пешехода необходимо строить местные проезды, тротуары отделять от проезжей части зелеными разделительными полосами, а затраты на металлические ограждения лучше потратить на живую изгородь. Другая проблема - самодеятельное благоустройство дворов. Выставленное игровое оборудование в каменистый грунт - это еще не благоустройство детской площадки. Где планировка, границы и нормативные площади, санитарные разрывы и озеленение, грамотная конструкция покрытия? Ведь в республике много травмобезопасного покрытия: гранитного и мраморного отсева, природного камня. Поэтому необходимо профессиональное экспертное мнение опытных архитекторов и их реальная помощь. Думаю, на будущее нужно трезво оценить результаты реализации этих программ, тем более, что обещают миллиарды на ближайшие годы.

 — Таким образом, профессия архитектора сейчас в упадке?

—  Сейчас действительно прошли те времена, когда с архитекторами обсуждали проблемы архитектуры и градостроительства. Раньше проходило рассмотрение проектов на градостроительных советах, по основным, ключевым проектам можно было сделать замечание, и потом застройщики его исправляли. Сейчас ничего нет, ни обсуждений, ни здоровой критики. С управлением архитектуры проектные решения даже не согласовываются. Сегодня отвели участок, заказчик ушел, а дальше что он делает, кому заказывает проект, никого не волнует. Многое проектируется и возводится без услуг архитектора. А ведь уровень качества архитектуры зависит не только от архитектора, но и от таланта, ответственности, порядочности заказчика-застройщика, от вложенных инвестиций. 

— Например? 

— Высотный дом на ул. Маяковского рядом с ФСК – это наш проект, мы его запроектировали, но заказчик его строил без авторского надзора. Мы туда ходили по своей воле. Авторский договор заключается между застройщиком и авторами, которые следят за ходом строительства, оказывают техническую помощь. Его отсутствие развязывает руки застройщику. Так, проектом предполагалось строительство двух вертикальных жилых домов на оси улицы Маяковского, симметрично расположенных относительно горизонтального здания ФСК с образом «улыбки Будды». Без согласования с авторами второй дом сторговывается с иногородними проектировщиками, появляется реклама на фасадах уже построенного дома, меняется корректировка функционального назначения помещений, без уведомления передается другому исполнителю. Считаю подобные действия со стороны заказчика недопустимыми.

— Что же нужно сделать, чтобы призвать заказчиков более ответственно подходить к своим обязанностям?

В первую очередь, необходимо поднять утраченное значение архитектора в обществе, узаконить авторское право. Разбудить и высвободить потухшую энергию архитектурных сил, расшевелить общественную организацию «Союз архитекторов РБ».  Дать архитекторам надежду на достойную работу и творческую реализацию. Вернуть функции и ответственность Комитету по архитектуре и градостроительству, организовать общественный совет при главном архитекторе города, профессиональную оценку экспертов-архитекторов, конкурсное проектирование. На мой взгляд, любые творческие достижения работают на имидж столичного города Улан-Удэ как будущего центра туризма.

— Какие бы основные направления развития Улан-Удэ Вы бы отметили?

— Для туристической столицы необходим заказ на художественное обновление его пространственного фасада. Это большая реконструкция и модернизация застройки и благоустройства основных магистральных улиц, фасада ВСЖД, формирование речного фасада. Это комплексность застройки с учетом раскрытия ландшафтов, применение угловых блок-секций, надстроек, закрытых лоджий, применение новых технологий, восточная стилизация и детализация, единство и гармония в цветовом решении и в применении отделочных материалов. Например, в 70-годы единство застройки достигалось песочным цветом фасадов, и это имело эффект.

Важно понимать, что город - это живой организм, в основе которого лежит развитие различных взаимоувязанных каркасов, пронизанных зеленой нитью и коридорами ландшафтных и рекреационных территорий (парков, скверов, бульваров, лесопарков, набережных). Я бы отметила следующие направления:

1) Пространственный каркас социально-экономического развития с пригородными направлениями и компактной системой расселения несмотря на административные границы.

2) Транспортный каркас с наращиванием скоростного транспорта, обходных грузовых дорог, развязок, путепроводов, мостов.

3) Общественно-коммерческий каркас, как хребет города, для инвесторов по основным направлениям, с множеством   центров с узлами роста сферы услуг, малого предпринимательства, резервированием мест для уникальных сооружений.

4) Производственный каркас современных технологий с Технопарками, центрами управления, с полной инфраструктурой.    

5) Комплексное развитие туристического центра города с площадями, квартальной малоэтажной застройкой как элитной, так и социальной, по закону урбанизации с повышением этажности от центра к периферии, одновременно с масштабной, насыщенной деталями новой и старой застройкой. Это могут быть кварталы разных национальностей, проживающих в городе, а также бурятской, русской культуры, кварталы деловой и посольский, спортивный и учебный, торговые с коммерческими внутренними пространствами, музейный, соборный, мемориальный. Новую жизнь должна обрести и историческая застройка с памятниками каменного и деревянного зодчества с учетом ее комплексной реставрации и регенерации. Первым же делом необходимо провести реконструкцию центральной набережной со строительством парка зоны отдыха в устье реки Уда. Лента откосов набережной должна быть расчищена от хлама, заборов, ветхих зданий, укреплена дерном и кустарником. Ведь все это является основными точками притяжения туристов.

6) Благоустройство и озеленение откосов центрального парка Победы. Пешеходные террасы, начиная с высокой террасы Батарейки - знакового места основания города и кончая откосами под театром Оперы и Балета. Шлейф природных и рукотворных зеленых откосов с монументально-знаковым каркасом в центре города является уникальным памятником ландшафта, своеобразным «балконом» с дальними просмотрами на долину Селенги и местом притяжения для туристов.

7) Комплексная реконструкция и модернизация Соцгородка ПВЗ, настоящего достояния градостроительства 30-50-х годов.Композиционная связь Завод-Парк-дугообразная Поликлиника-Баня-жилье для ИТР-площадь Славы-широкий бульвар с кульминационным завершением на верхних отметках рельефа Дворца Культуры ЛВРЗ с парадной лестницей. Все это - прекрасный образец ансамблевой архитектуры, актуальной в настоящее время. С таким объектом интерес туристов обеспечен.

— Политика города давно вызывает вопросы в плане комплексного подхода к решению градостроительных задач. Какие изменения в ней требуются, чтобы преодолеть эти проблемы?

— Стоит отметить, что сама отрасль «Градостроительство» не стала делом республиканской и городской важности и уже много лет недооценивается Народным Хуралом, Минстроем Республики Бурятия и Руководством города. Поэтому необходимо провести реформы и принять правильные местные законы, чтобы создать условия для созидательного развития в области архитектуры и градостроительства. Ведь в условиях отсутствия градостроительного права и имеющего места имущественно-земельного беспредела в республике идет нарушение положений Градостроительного кодекса. В этой связи меня особенно беспокоит, что нарушаются требования ограничений на развитие территорий, требования ЧС и санитарные нормы. А карты генплана города Улан-Удэ с ограничениями скорее всего пылятся на полках. 

Проекты планировок с красными линиями, без которых не возможны отводы, начали разрабатываться только с 2011 года. До этого вообще был длительный провал. Деньги бюджетом вовремя не выделяются, значительно занижается стоимость проектирования проектов. К тому же разрабатываются эти проекты задним числом, когда участок уже сформирован, и для проектировщика остаются одни вопросы. Создается впечатление, что проекты планировок своими красными линиями, ограничениями и регламентами являются досадой для беспрепятственной торговли землей.

Непонятно, по каким законам продолжает застраиваться проспект Автомобилистов и обширная коммунально-производственная зона, растянувшаяся через весь город вдоль ВСЖД.  Важная градостроительная площадка Стрелка, расположенная на пересечении проспекта Автомобилистов и магистрали на Авиазавод, потеряна для формирования новой деловой застройки в геометрическом центре города. 

Имеется необходимость в постоянной и системной актуализации, последовательном уточнении и развитии градостроительных решений с учетом текущих тенденций развития. На самом деле наблюдается противостояние руководства Республики и Города, слабая координация Комитетов города, нет ответственного контроля со стороны имущественных, земельных, архитектурных органов, общества, формальное отношение к градостроительной документации, выполняемой больше ради отчета. Все это приводит к нарушениям градостроительной документации.

— И что же все-таки делать в сложившейся ситуации? Реально ли навести порядок?

— Необходимо, прежде всего, новое отношение к архитектурной и градостроительной политике (юридическая сила, последовательность, эффективность, оптимизация и, главное, безопасность принимаемых решений, творческий подход на основе вариантов архитектурно-планировочного решения, сотрудничество с природой, ландшафтами, любыми средствами повышение качества среды проживания). Нужно рассматривать отрасль «Градостроительство» как действующий инструмент развития территорий городов и др. поселений республики, территориального планирования, рационального градостроительного зонирования. Для будущего можно сделать очень многое градостроительными средствами при наличии профессиональной команды. Ведь только смелость, решимость, воля и ответственность строит города. 

 

 

Беседовал Антон Иршутов