Ловись "Халява"

 

На что готовы улан-удэнцы ради «бесплатного сыра»

 

В начале сентября ко Дню города в столице Бурятии установили рекорд по приготовлению самой большой пиццы. Бесплатная дегустация гигантского угощения закончилась массовой давкой улан-удэнцев. Кстати, подобные инциденты сегодня происходят все чаще.

Улан-удэнцы устроили давку в очереди за бесплатным куском 63-килограммовой пиццы. Акция проходила на площади около Государственного русского драматического театра имени Бестужева. Ещё до начала раздачи угощения за ограждением появилась огромная очередь. Когда кусочки пиццы стали раздавать желающим, люди начали толкаться, пробиваясь вперёд. По словам очевидцев, толпа буквально сошла с ума: все кричали и толкались. По счастливой случайности никто не пострадал.

В Улан-Удэ не впервые устраивают подобные акции. Правда, заканчиваются такие мероприятия одинаково плачевно. В прошлом году столкновения произошли при разрезании торта от фабрики «Амта» и компании «Каравай». Вес торта «Степашка» преподнесённого в подарок улан-удэнцам составил 50 килограмм. Улан-удэнцы в борьбе за бесплатный кусок сладкого также устроили сильную давку, которая была готова перерасти в драку. «Центральная» решила узнать, на что еще жители Бурятии готовы ради бесплатных товаров, услуг и угощений.

Все ради еды

Раскрыть данные перед мошенниками, провести бессонную ночь в магазине, набрать тысячу лайков ради суши, поучаствовать в голых вечеринках ради коктейлей и бутылки спиртного. Все это готов сделать практически каждый житель республики ради «халявы». Сегодня социологи и психологи многих стран едины во мнении, что человечество деградирует. Общество потребления привело к развитию нового синдрома «охоты на дармовщинку». Ради получения бесплатных и значительно удешевленных товаров и услуг люди во всем мире готовы буквально на все.

Казалось бы, в век всеобщего потребления мало, чем удивишь взыскательного покупателя, однако фантазиям продавцов нет предела. Причем воображение в торговой сфере напрямую связано со спросом.

Речь идет о всевозможных акциях по привлечению потребителей. В Бурятии наибольшей популярностью пользуются фестивали еды, «черные» пятницы, мастер-классы, шоу в магазинах, где регулярно проводят мероприятия по дегустации продукции или покупке товаров по огромной скидке. Все это объединяет потребителей одним словом – жажда «халявы». Именно на таких акциях можно бесплатно поесть, развлечься или получить желаемое, не заплатив ни копейки.

Представители крупных ритейлеров Бурятии отмечают, что самыми многочисленными по посещениям становятся акции бесплатной дегустации еды и открытия новых супермаркетов, где обычно каждому покупателю дарят бонусные карты.

«Количество покупателей вырастает в разы, когда супермаркет объявляет о начале конкурсов или же распродаж. Самые востребованные конкурсы – это розыгрыш автомобилей, бытовой техники или химии по купонам. Купоны покупатели получают за товар на сумму в 1 тыс. рублей. Затем проводится розыгрыш путем случайной лотереи. Ажиотаж всегда очень большой. Все любят призы», - рассказала представитель одной из торговых сетей Бурятии Марина М.

Больше, чем призы, жители Бурятии любят бесплатно поесть. В июне этого года состоялся первый фестиваль еды. Он стал самым масштабным мероприятием за последние несколько лет. Такого нашествия улан-удэнцев Этнографический музей не видел действительно давно. Больше десяти тысяч человек пришли на фестиваль. Мероприятие было организовано в честь юбилея одного из печатных изданий республики. Но в социальных сетях посетители фестиваля признавались, что побывали там только ради бесплатных угощений.

Само издание оказалось застигнутым врасплох: пикник под открытым небом был рассчитан на количество участников в половину меньше реального. Еды было много, очень много. Кроме привычных блюд и фастфуда, были эксклюзивные например: чевапчичи с секретным ингредиентом, чаг-цок, кесадилья. Но жители Улан-Удэ рассказывали, что еды хватило далеко не всем и многие остались разочарованы. Очереди и давка на входе в Этнографический музей были настолько большими, что многие просто не смогли попасть внутрь.

Подобным ажиотажем пользуются и совсем абсурдные акции в интернете. Например, ради бесплатной порции спиртного или еды, пользователей просят сделать несколько лайков или же репостов. Практика показывает, что мимо такого предложения никто не проходит.

В прошлом году улан-удэнцы сдали свои домашние адреса в публичный доступ ради конкурса суши в ВК. Компания по доставке японской кухни организовала розыгрыш в социальных сетях, победитель которого бесплатно получит набор роллов.

По условиям конкурса претендент должен публично написать в комментариях свой точный домашний адрес и сделать репост. Компания доставит приз на дом случайному участнику: Кроме этого любители халявы публично написали точное время когда их нет дома. В итоге желающих «халявных» роллов не остановила даже опасность грабежа. Личные данные могли использовать злоумышленники. Свои данные выставили более 300 человек.

Два дня в очереди

Особенно популярны сегодня в Улан-Удэ «черные» пятницы – дни грандиозных распродаж. Такие аттракционы неслыханной щедрости, устраиваемые раз в году, востребованы на западе. В Бурятии все только начинается. Но список магазинов-устроителей таких акций расширяется все больше, а горожане штурмуют торговые точки.

Вообще-то «черная» пятница - пятница после Дня благодарения в США, день самой большой распродажи года. Покупатели готовы калечить друг друга ради скидок. Это явление уже давно переросло в абсурд, к которому заранее готовятся даже полицейские и медики.

В России «черные» пятницы также не обходятся без происшествий. В Казани в этом году покупатели разобрали магазин на щепки и довели друг друга до «скорой» помощи. Ради кроссовок казанцы стояли в очереди 56 часов и снесли крыльцо.

Толпа у магазина насчитывала не менее 200 человек. Выдерживали не все, ноябрские морозы оставили только самых стойких. Ажиотаж привел к тому, что на крыльце магазина рухнули перила, а с ними и три покупателя.

Как отмечают психологи, потребительская гонка в мире приобретает все более массовый характер, и многие шопоголики в погоне за вещами массово сходят с ума.

Отдать последнее

К счастью, в Бурятии пока до подобного абсурда не дошло. Но без шокирующих последствий тоже не обходится.

«В нашей работе вообще, что только не встретишь. Вот у меня несколько случаев было, когда клиентки не хотели платить за поездку. Это выяснялось уже после прибытия на место. Предлагали «рассчитаться» интимом», - рассказал водитель такси из Улан-Удэ Артем Дмитриев.

В социальных сетях огромной популярностью пользуются группы с подтекстом «Услуга за интим». Названия варьируются, а вот содержание объявлений от пользователей всегда недвусмысленно. Конечно, доступ в такие сообщества строго ограничен и открывается лишь для прошедших проверку. Участники таких групп в большинстве – жители столицы Бурятии в возрасте от 18 до 55 лет. Девушки обычно просят мужчин в объявлениях сделать в доме ремонт, починить проводку, сантехнику и тому подобное. Взамен предлагают интимные отношения после окончания работы.

В ночных клубах столицы Бурятии часто устраивают закрытые и открытые вечеринки, где гвоздь программы – раздевание ради порции коктейля или бутылки спиртного. Самые скандальные шоу привели к закрытию одного из таких клубов из-за конкурса, в котором нужно было заняться интимом прямо на сцене с незнакомым человеком ради нескольких тысяч рублей.

На почве неслыханной жадности случаются и трагедии. Правда, происходит это пока вне массовых акций с бесплатными призами, а на бытовой почве. Суд в Улан-Удэ приговорил к 12 годам колонии строгого режима мужчину, который убил своего шурина в сентябре 2016 года. Местный житель распивал со своей гражданской женой и ее братом спиртные напитки. Супруга приготовила закуску — лапшу, и шурин съел все блюдо. Хозяин жилища рассердился и зарезал гостя.

Психологи объясняют подобные инциденты «вирусом недокормленности». Так, по мнению специалистов, несчастные случаи и даже убийства происходят чаще именно из-за еды. Потому интернет пестрит видео о российских, продовольственных промо-акциях, во время которых люди, стремясь за угощением, теряли адекватность.

 

Татьяна Иванова, «Центральная газета»