Независимые эксперты: "Монгольские ГЭС дадут рывок бурятской экономике"

 
Не все специалисты в республике, да и в России сходятся во мнении, что ГЭС на Селенге на территории Монголии - однозначное зло для экологии Байкала. Некоторые из них считают, что строительство каскада гидроэлектростанций у южных соседей повлияет на экономику Бурятии и всего Байкальского региона, а может быть и всей Восточной Сибири. А экологические риски при этом минимальны.
 
Напомним, что в феврале 2017 года был намечен очередной раунд общественных слушаний, который перенесли на март ввиду празднования Нового года по Лунному календарю. Российские и бурятские экологи готовы принять в них активное участие, отстаивая экологические интересы нашей территории и в первую очередь жемчужины всемирного наследия - озера Байкал. До недавнего времени в СМИ доминировала точка зрения, что ГЭС не только обезводят Байкал, но и могут стать причиной катастрофы, которая в случае аварии в сейсмоопасной горной местности, смоет Улан-Удэ и многие другие населенные пункты, расположенные на берегах реки, в считанные часы.
 
Однако, существует и другое мнение, согласно которому, опасность преувеличена, а выгода для Бурятии, наоборот, принижена. По мнению географа из Бурятии, скажем, Алексея Иванова (имя изменено), российские власти не только не должны препятствовать монголам в их стремлении построить ГЭС, но и всячески помогать.
 
«Местные газеты публикуют по этой теме некомпетентные, без всякой опоры на общедоступные источники информации, статьи». - считает Алексей. - «Многие деятели уверены, что река Селенга является единственным поставщиком воды в Байкал. Тогда, как с территории Монголии Селенга приносит только 14-15 кубических километров воды в год и еще столько же собирает на территории Бурятии в таких крупных притоках, как Джида, Чикой, Хилок, Уда, Итанца, Темник. Общий средний многолетний сток Селенги в Байкал – это только 45-50% объема суммарного годового стока всех рек, впадающих в озеро. Таким образом, Селенга на монгольской территории собирает меньше 25% суммарного годового «стока рек бассейна Байкала». Общий объем байкальской воды составляет 23 км3. Селенга собирает на бурятской территории 15 км3 и более 30 км3 собирают другие реки, впадающие в озеро. В общем - это 45 км3 без монгольского водосбора Селенги. А нынешнее падение уровня озера ниже критической точки – следствие спешки иркутских гидроэнергетиков при заполнении ложа Богучанского водохранилища».
 
Алексей также уверен, что сам рельеф местности благоприятен для строительства гидроэлектростанций.
 
«Монгольские ученые отмечают, что в верхнем течении Селенга имеет преимущественно равнинный облик с чередованием сужений до 1 км и самой природой предназначенных для постройки плотин ГЭС и котловинообразных расширений долины до 20 км, которые уже представляют собой готовые ложа водохранилищ. Уклон реки на монгольской стороне велик и составляет 2 метра 30 см в среднем на 1 км русла, что дает возможность через каждые 55 км русла строить плотины высотой 126 метров. Для сравнения высота плотины Братской ГЭС – 124,5 метра. Таким образом, только в фарватере Селенги теоретически можно построить 10 ГЭС мощностью от 1000 до 4500 мвт», - отмечает географ.
 
Строительство каскада ГЭС на Селенге навсегда решит проблему летних масштабных паводков в Бурятии, уверен он.
 
«Практика последних лет показала, что регулирование сброса воды на Зейской и Нижне – Бурейской ГЭС является единственной возможностью и эффективным средством борьбы с паводком на такой многоводной реке, как Амур».
 
По словам Алексея, каскад ГЭС на Селенге также поможет решить проблему с засухой в Бурятии, что в свою очередь положительно скажется на сельском хозяйстве.
 
«По мнению ученых, из всех природных ресурсов, способных вывести экономику республики на уровень рентабельности, существует только один – гидроэнергетика. Также в условиях глобального потепления необходимо задерживать большие массы пресной воды в пустынных глубинах материков посредством строительства каскадов ГЭС и при этом еще появляется возможность получения электроэнергии. Кроме того, накопление 5-15 км3 воды в ложах водохранилищ повысит влажность в приселенгинских степях. Значительно снизится амплитуда колебания температуры воздуха по времени суток и временам года. Повышение влажности воздуха и почвы, уменьшение амплитуды колебания температуры воздуха улучшит условия для сельхозпроизводства. Это позволит бюджету Бурятии покончить с практикой бесконечного дотирования сельского хозяйства республики. Также стратегической задачей защиты Байкала является задержка твердого стока Селенги на дальних подступах в Монголии. Это возможно только посредством создания ГЭС. Река на территории Монголии будет бесконечно ссыпать на дно Байкала по 3,6 млн. тонн песка, глины, гальки в год. Пока от озера не останется цепь занесенных песком болот».
 
Но самый главный эффект ГЭС должны дать в экономике республики, где основную роль играет стоимость электроэнергии. По мнению Алексея и его сторонников, выработка энергии будет настолько высокой, что Монголия захочет с ней поделиться по сходной цене. А дешевая электроэнергия не только воплотит мечты бурятского правительства о выравнивании цен с Иркутской областью, но и даст толчок развитию производства.
 
«В сложившейся ситуации правительство России должно инициировать и практически осуществить строительство ГЭС на реке Селенге, чтобы исключить вмешательство других стран в геополитику региона. В настоящее время многие предприятия республик Бурятия, Тыва, Забайкальского края находятся в стадии банкротства. Основная причина этого – дороговизна и нехватка электроэнергии. В связи с этим необходимо создание Восточно-Сибирской региональной энергетической компании, самостоятельно генерирующей электроэнергию на Усть-Кяхтинской ГЭС и перепродающей электричество, импортированное из Монголии. Только Удоканское и Краснокаменское месторождения при грамотной эксплуатации и наличия дешевой электроэнергии способны оживить всю экономику России. А подобных месторождений в Восточной Сибири десятки.
 
Эксплуатация ГЭС на Селенге и ее притоках может дать более 461 млрд. киловатт-часов в год. Практически, если удастся добиться 10 % выработки от этого количества, то они превысят количество электроэнергии, выработанной Братской ГЭС в два раза. Соседняя страна, в случае успешного завершения строительства ГЭС будет получать до 40 млрд. квт/час электроэнергии, что превышает ее потребности. Монголия будет вынуждена экспортировать 60-80% произведенной электроэнергии по цене чуть выше себестоимости в Россию, что станет рывком для роста экономики региона».
 
Татьяна Хамханова, «Республика»