Ордена друзьям и электричка на родину

 

«Республика» подводит итоги первого месяца работы врио главы Бурятии Алексея Цыденова.

 

Любопытно, что спустя месяц после назначения, никто в СМИ уже не использует в отношении Цыденова определение «технократ». Очевидно, что теперь каждый из пяти новых губернаторов пойдет по собственному пути, тому, который подскажут их регионы, а не Кремль. На примере Цыденова эта трансформация происходит просто космическими темпами. От него ожидали равноудаленности, новых идей и жесткой кадровой политики. Но, в итоге, первым делом Цыденов начал раздавать звания и ордена, а также позаботился о своей малой родине - теперь Бурятию и Петровск - Забайкальский, где родился Цыденов, будет связывать удобная электричка, отмененная несколько лет назад из-за нерентабельности. Кстати, о судьбе проблемной электрички по направлению в Кабанский район Бурятии в данном контексте ничего не известно. 

Похоже, что самые страшные прогнозы политологов начали сбываться. Присутствие Цыденова в качестве первого лица республики никоим образом не решит одну из главных проблем Бурятии - кумовство и клановость, а может и усугубит ее. Вкупе с тем, что Цыденов, впрочем, как и большинство его коллег, готов транслировать любой бред «Единой России» в электоральных темах, политика в Бурятии остается еще и под надежным крылом партократии. Что говорит не о новом витке в развити Бурятии, а о том, что республика и дальше будет погружаться в болото.  

Какие отношения связывают врио и его земляка Даши Намдакова никто не знает, но всплеск новостных поводов, касающихся обеих персон, не может не настораживать. Даши Намдаков, безусловно, великий художник и звание народного ему надо было дать давным давно, тем более, что есть повод, недавно мэтр справил полувековой юбилей. Не секрет, что Даши раньше не очень баловал Бурятию своим вниманием, до сих пор в столице региона нет ни одной его скульптуры. Любовь и восхищение на расстоянии - так можно назвать отношения Намдакова и Бурятии до недавнего времени.  

Но в феврале, после назначения Цыденова, что - то изменилось. Врио посетил улан-удэнскую мастерскую Намдакова «Лотос», где сейчас изготавливается скульптура «Хранитель Байкала», которую в скором времени установят на Ольхоне. Вдохновившись монументальностью форм, Цыденов тут же предложил установить нечто подобное в Бурятии. Задумка неплохая, благородная, однако, Даши Намдаков является одним из самых дорогих российских скульптуров. «Хранитель Байкала», например, обойдется от 27 до 40 млн. рублей. Среди источников финансирования проекта называют иркутского мецената Виктора Бронштейна. Кто в Бурятии может финансировать подобное предприятие догадаться нетрудно. Деньги есть только в бюджете. Однако, готова ли сегодня Бурятия на такие расходы? 

Позже в правительственной телеграмме Алексей Цыденов поздравил мэтра с юбилеем, а также пригласил на празднование Сагаалгана в ФСК, где и вручил Намдакову «народного». Подчеркнуто особенное отношение к Намдакову может быть продиктовано не только личной симпатией. Намдаков вхож в самые высшие эшелоны российской власти. Вот, он на скандальной свадьбе пресс- секретаря президента Путина Дмитрия Пескова, или вот он в кабинете у Самого с министром обороны Сергеем Шойгу обсуждают искусство и строительство очередного арт - объекта в виде черепа мамонта.  Будучи политиком почти федерального масштаба, Цыденов прекрасно знает расклады в российской элите. 

В бурятской политике эта дружба может перевернуть все на 180 градусов. Продолжая логическую цепочку от Намдакова, можно найти целый ворох влиятельных друзей. А друзья друзей обычно становятся друзьями. Во - первых, это клан Матхановых, находившийся в последние годы в некотором забвении, предприниматель с интересными связями в правоохранительных органах Владимир Дмитриев, чья политическая и общественная карьера в Иркутской области в последнее время также пошла на спад, ну и множество других, которых в народе называют «агинские» и «читинские».

При этом, многим, с приходом Цыденова, хотелось крови прежнего руководства. Политической и этнической оппозиции казалось, что сейчас глава - бурят вычистит всех засидевшихся стариков - партократов и «расово неверных» граждан с теплых мест в правительстве Бурятии. И заживем. Однако, Цыденов показал себя образцовым системным человеком. Он выполнил все обязательства предыдущих властей. В должность сенатора вступила генеральный директор ТРК Ариг Ус Татьяна Мантатова, через хуральское сито без возражений прошел племянник спикера Доржиева Евгений Убеев, став аудитором Счетной палаты.

Из громких отставок только зампред Чепик. По собственной инициативе. На самом деле, последний кого Цыденову нужно было увольнять - это он. Недовольство экономическим развитием Бурятии слишком долго концентрировалось на личности Чепика, превращая ее в поистине демоническую сущность. Образовавшийся вакуум ответственности трудно будет переложить на бессловестного Зандру Сангадиева, поэтому со временем Цыденов будет отвечать за все сам. Это очень непрактично. Кроме того, Цыденов лично отметил уходящих «варягов» благодарственными письмами и государственными наградами. 

Понятно, что до выборов Цыденов не будет делать резких шагов, как бы не хотелось того бурлящей общественности и скамейке запасных, которая готова подняться по карьерной лестнице и открывающимся социальным лифтам. Доверие Цыденова многим придется заслужить и доказать  во время выборов. Будет очень любопытно посмотреть на этнический состав нового правительства, и много ли там будет уроженцев Забайкальского края. 

Что же касается платформы, то пока неясно, что Цыденов готов предложить Бурятии. Судя по всему, отсутствие средств, идей и времени толкает врио на обновление старых проектов. Например, «Байкальская гавань». Однажды этот проект помог Вячеславу Наговицыну в относительном спокойствии проработать первый президентский срок, однако, сможет ли он также эффективно послужить Цыденову? Сегодня в правительстве заявляют о возвращении статуса федеральной ОЭЗ. Но что это может дать в короткой полугодовой перспективе? Олигархи и корпорации в Бурятии кончились. Нет ни Малкина, ни Слипенчука. Гипотетически есть РЖД, но ее активное участие в судьбе Бурятии видится сомнительным. 

До сих пор не прозвучали космические проекты ГЛОНАСС, которым руководит куратор и старший товарищ Цыденова Андрей Недосеков. Возможно, их готовят к началу предвыборной кампании. Визит Цыденова в Сколково и участие на межрегиональных площадках пока смотрятся как протокольное баловство, коим балуется каждый приличный губернатор в России. В свое время бывший губернатор Забкрая Константин Ильковский, также будучи фигурой полуфедерального масштаба, увлекался внешнерегиональными связями и экономическими форумами, только на самочувствии региона это никак не отразилось. 

Ожидаемо многие из громких проектов Цыденова сегодня связаны с транспортной сферой. Например, заявлялось, что врио, не успев проработать и десяти дней на посту, уже привлек миллиард рублей на строительство дорог в Улан-Удэ. Но миллиард в итоге оказался не совсем миллиардом. Минтранс в рамках программы «Безопасные и качественные дороги» готов вложить 650 миллионов федеральных рублей при условии республиканского софинансирования. В официальных сообщениях не говорится о точных цифрах, однако, упоминается, что общая сумма достигнет миллиарда рублей. Забавная игра слов, на деле говорящая совсем о других условиях.

Согласно нормативным актам и положению программы, софинансирование городские агломерации, вошедшие в программу, должны предоставить в объеме не менее федерального. А это значит, что город Улан-Удэ при жесточайшем дефиците бюджета, буквально стоящий на коленях с протянутой рукой, если верить мэру Голкову, должен в кратчайшие сроки найти минимум 650 миллионов рублей, так как средства должны быть освоены в течении этого года. Не разорит ли это итак скудную городскую казну в угоду популистскому проекту Цыденова? Ведь у города были серьезные причины не входить в программу Минтранса. И дело не только в нехватке средств на софинансирование.

Программа рассчитана вплоть до 2025 года, и первый ее этап, куда срочно затолкали Улан-Удэ, предусматривает ремонт и обустройство территорий, деньги на строительство и реконструкцию дорог программа начнет выделять только после 2018 года. А это значит, что в итоге «строительство дорог» обернется очередным дорогостоящим латанием одних и тех же городских дыр, которые к 350 летию столицы итак были подремонтированы. Или покупкой очередных дорогостоящих итальянских баков. Но это уже, наверное, не важно. Строительные подрядные организации мэрии уже в предвкушении дележа большого подарка от врио. 

Еще одним добрым делом считается налаживание ситуации со стоимостью авиабилетов из Улан-Удэ до Москвы. По сообщениям СМИ, врио удалось договорится о временном, но резком снижении цен, например до 12500 рублей в один конец. По сравнению с резким скачком цен летом 2016 года это, конечно, большой результат. Напомним, что тогда цены доходили до 45 тысяч рублей в одну сторону за эконом класс. Однако, на деле цены не так уж и подешевели. Если сравнивать аналогичный период - низкий сезон прошлого года, например октябрь, то стоимость билета до Москвы в эконом классе составляла 23 тысячи рублей в один конец. Сегодня, со всеми сборами, возможностью провоза багажа и парой пересадок в Благовещенске, Новосибирске и Красноярске, а также обязательной покупкой обратного билета (иногда очень дорогого) выходит почти 40 тысяч в оба конца. При этом, эти цены будут держаться только до мая, в высокий сезон, скорее всего, они опять взлетят до небес. 

Существует еще одна забавная история, связанная с врио и той полуправдивой информацией, которая его окружает. Сразу после назначения было сказано, что в скандальный домик в Сотниково Цыденов не заедет, якобы, по этическим мотивам. Тут же коллектив РК «Здоровье» и неравнодушные граждане написали открытое письмо Цыденову с просьбой передать дом реабилитационному комплексу для детишек, раз сам он им пользоваться не собирается. Внятного ответа на эту забавную инициативу от высокоморального Цыденова не последовало. И, наверное, понятно почему. За несколько дней до обнародования письма врио застукали за покупками в супермаркете «Титан» в Сотниково. Один из очевидцев даже сфотографировался с героем последних новостей на мобильный телефон. Тогда общественность прослезилась - какой молодец, сам продукты покупает, такой простой он, наш будущий глава. Но вопрос, что он делал в Сотниково, в такой близости к «неэтичному» домику, остался открытым. 

 

Евгения Балтатарова, «Республика»

Фото Анны Огородник, социальные сети