Сбросить балласт

 

«Главный олигарх» Бурятии избавляется от имущества в регионе.

 

ГК «Метрополь» олигарха и бывшего депутата Госдумы от республики Михаила Слипенчука вышел из аэропортового бизнеса. Крупный актив «Аэропорт «Байкал» продан «Новапорту» Романа Троценко. Означает ли это, что вскоре компания покинет Бурятию и что она смогла дать региону за 13 лет?

«Аэропортом «Байкал» в Улан-Удэ компания владела с 2011 года. Президент ГК «Метрополь» Михаил Слипенчук заявил, что решение о сделке было принято «в условиях экономического кризиса». Олигарх также добавил, что аэропорт является непрофильным активом для «Метрополя» и что стоит задача увеличить присутствие компании «в таких инвестиционных направлениях, как девелопмент, строительство, горная добыча, туризм».

«Метрополь» стал собственником улан-удэнского аэропорта в мае 2011 года. Компания выкупила актив у австрийского фонда Meinl Airports International за 5 млн. долларов по просьбе правительства Бурятии. В 2007 году предыдущему владельцу - структуре совладельца альянса AiRUnion Бориса Абрамовича - австрийцы заплатили за него 24 млн.долларов.

По итогам 2016 года пассажиропоток аэропорта «Байкал» составил 243 тыс. человек, число самолетовылетов - 2,37 тыс., грузооборот - 2,57 тыс. тонн. По данным ГК «Метрополь», с 2010 года пассажиропоток вырос на 45,4%, количество самолетовылетов - на 50,6%, грузооборот - на 65%.

За 6 лет была проведена реконструкция аэропорта, запущены новые международные рейсы в Китай, Монголию, Таиланд, Корею. Заработал магазин беспошлинной торговли. Ведется строительство новой взлетно-посадочной полосы, позволяющей принимать все типы воздушных суда. По разным данным в развитие «Байкала» за эти годы «Метрополем» вложено от 130 до 300 млн рублей. По данным Kartoteka.ru, два года назад (пик экономического кризиса) прибыль ООО «Аэропорт Байкал» составила 57,4 млн руб. при выручке 299 млн руб.

Как «Метрополь» пришел в Бурятию

В 2004 году «Метрополь» выиграл аукцион на право пользования недрами Назаровского месторождения полиметаллов. Утвержденные запасы месторождения тогда оценивались в 5,9 млн тонн руды, в том числе 465 тыс. тонн цинка и 11,2 тонны золота. До этого компания через ООО «Техпроминвест» победила в аукционе на разработку Озерного месторождения полиметаллов, заплатив 55 млн рублей. Еще ранее «Евроинвесткомпани», представляющая интересы «Метрополя», получила лицензию на разработку месторождения свинца и цинка Холодненское, заплатив 37,95 млн рублей.

А в 2006 году ГК «Метрополь» объявила, что создает собственный горно-металлургический холдинг. В его основу вошли пять месторождений Бурятии: Озерное свинцово-цинковое, Назаровское золотоцинковое, Талинское буроугольное в Еравнинском, Ермаковское флюорит-бериллиевое в Кижингинском и Холоднинское свинцово-цинковое в Северобайкальском районах. Планировалось, что холдинг будет располагать 47% российских запасов цинка и 24% свинца.

В своих планах на Бурятию господин Слипенчук тогда заявлял, что в целом «Метрополь» планирует в течение четырех-пяти лет инвестировать в горнодобывающую отрасль Бурятии около 1 млрд. долларов. Из них как минимум 500 млн. долларов - в Озерное.

Инвестиционная компания «Метрополь» должна была стать основой для процветания республики. На деле у Михаила Слипенчука начались бизнес-проблемы. Известно, что свое состояние олигарх сделал на крупных и выгодных сделках по перепродаже объектов недвижимости. Он никогда всерьез и надолго не владел приобретенными компаниями, недвижимостью и т.д. Максимальная задача девелопмент – то есть реконструкция или усовершенствование бизнес-объекта для его выгодной продажи. Неудивительно, что олигарх планировал сделать то же самое и с месторождениями в Бурятии, то есть выгодно перепродать. Но что-то пошло не так. Спустя целое десятилетие даже разговоры о потенциальных инвесторах и инвестициях в месторождения не слышны. Возможно потому что часть месторождений располагалась в центральной экологической зоне Байкала, где добыча полезных ископаемых запрещена.

Вероятно, ради изменения ситуации, бизнесмен и подался в депутаты Госдумы. В 2012 году уже являясь заместителем председателя комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии, Слипенчук заявлял, что намерен «работать на благо Бурятии» и «планирует сделать Улан-Удэ экологической столицей России».

Что сделано для Бурятии

Решая свои законодательные проблемы, Михаил Слипенчук для Бурятии позиционировал себя, как благодетеля. Этому потакали и власти республики, очевидно, ожидающие от него крупных финансовых вливаний и поддержки. Сам господин Слипенчук, как говорится, за спиной, неосторожно высказывался о регионе нелицеприятно. Так, олигарх в своем интервью телеканалу НТВ в сюжете «Бурятские хроники», поделился впечатлением так: «Вы представляете, не было даже нормальной бани, некуда было сходить, не говоря уж о ресторанах и местах досуга. На сегодняшний день, если вы прошлись по Улан-Удэ, то наверняка видели, что ресторанов много разной направленности, появился дом культуры, кинотеатры…» И это спустя 7 лет своего тесного сотрудничества с Бурятией. Из контекста понятно, что главные заслуги в развитии столицы республики, Слипенчук все-таки причислял себе. Действительно «Метрополь» возвел в Улан-Удэ крупный объект – Бурятский деловой центр, но в целом город худо-бедно развивался без его участия.

А с тех пор, как Михаил Слипенчук занялся проблемами Байкала и стал депутатом от Бурятии, появилась программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012 — 2020 годы». Количество бюджетных средств, поступающих в регион по этой программе, с каждым годом росло. Правительство Бурятии обеспечивало участие «Метрополя» в ряде проектов, на которые шла часть денег по госпрограмме. Однако каких-либо заметных проектов и успехов на этой ниве пока так и не случилось.

Участвовал «Метрополь» (в основном заявлениями о грандиозных планах) и в развитии особой экономической зоны «Байкальская гавань». Однако и сама зона строилась ни шатко ни валко, и Михаил Слипенчук не спешил по серьезному вкладываться в нее, ограничившись покупкой и модернизацией туристической базы «Байкальская ривьера» неподалеку от турзоны.

После того как Слипенчук не прошел в Госдуму, он резко потерял интерес к так «горячо любимой» Бурятии. Возможно, даже затаил обиду за убытки. Неудивительно, что сейчас сбросить баласт – это лучший выход для олигарха. С другой стороны, это может стать началом для какого-то нового проекта. Однако опыт прошедших 13 лет показывает, что приобретение Бурятией собственного «московского олигарха», который должен вкладываться в развитие региона, принесла в основном лишь много громких заявлений.

 

Татьяна Иванова, «Центральная газета»