Свобода слова без штанов

 

На прошлой неделе состоялась долгожданная инаугурация нового главы Бурятии Алексея Цыденова. Вступая в должность, он получил много советов и наставлений о том, как руководить республикой. Одним из ценных советов, который дал Цыденову его предшественник Вячеслав Наговицын стало пожелание консолидировать вокруг себя средства массовой информации.

 

- Я в своей практике вспоминаю, что хорошо выстроенные отношения со СМИ дают хороший результат в части коммуникаций и получения той информации, которая, что называется, рождается в истоках. Именно средства массовой информации, критикуя вас, дают вам бесплатные советы, обратить внимание на те или иные процессы, происходящие в нашем обществе, - напутствовал Наговицын.

Экс-глава недаром упомянул СМИ. Что, что, а общаться с прессой Вячеслав Владимирович умел. И дело не в том, насколько убедительным он выглядел в кадре. За 10 лет, что он был у власти, журналистика в республике процветала. Появлялись новые сми, взлетали новые имена, градус и уровень политической и общественной дискуссии на страницах газет и тв постоянно повышался.

Наговицына сегодня часто обвиняют в мягкотелости, в том, что информационный комитет при нем помогал всем и вся, не считая средств, якобы, для того, чтобы купить журналистов и их критику. Но дело совершенно не в этом. Во-первых, купить всех невозможно. Информация как вода просачивается через любые барьеры, тем более, что сегодня мы все прекрасно пользуемся таким коммуникационным средством, как интернет. Во-вторых, государственный контракт с каким- либо изданием не означает автоматический блок на все, что происходит в правительстве.

Тем не менее, при Наговицыне достигался приемлемый баланс, позволяющий журналистам продолжать делать свою работу, отстаивать свободу слова и право людей на информацию, а власти показывать свою эффективность, в том числе через критику в СМИ.

Да, дело в  деньгах, но речь ведь идет не о сверхдоходах. Сегодня без поддержки власти не может существовать ни один журналистский коллектив, ни одно издание или телеканал. Рекламный рынок традиционных сми постоянно сужается. Он и так никогда не был особо богатым, если сравнивать с той же Иркутской областью. Стоимость печатной продукции много лет находится на одном и том же уровне. А для того, чтобы издательство было прибыльным делом, газеты в Бурятии должны стоить не менее 60-80 рублей за экземпляр, это простая себестоимость. Однако, люди, привышие к дешевой прессе еще с советских времен никогда не будут покупать местную прессу за такие деньги. Поэтому цена на распространении для газеты остается чистой благотворительностью, не окупающей даже бумагу, на которой она напечатана. Тем не менее издатели идут на это, чтобы хоть как-то конкурировать с более медийными каналами, такими как телевидение и интернет.

Да, можно сказать, раз ваш бизнес не «катит», уходите с рынка и не просите денег у власти. Это резонное замечание, однако, что получится в перспективе? Правительство перестанет финансировать СМИ, независмые газеты, телеканалы, интернет-журналы закроются. Журналисты, итак получающие копейки за свой нелегкий труд, пойдут работать кассирами в торговые сети. Выродится сама профессия журналиста, а ведь в Бурятии по оценкам самых разных источников наиболее открытые и смелые СМИ в России, в которых работают бесстрашные люди, готовые поднимать самые острые проблемы.

Останется только республиканская газета «Бурятия» и телеканал БГТРК. Хорошая перспектива? Не думаю.

Как и в любой экосистеме, резкие перекосы сказываются на всем. Вячеслав Наговицын об этом прекрасно знает, так как роль СМИ и баланса на медийном рынке в политической сфере трудно переоценить.


 

Евгения Балтатарова, «Центральная газета»