"Завучи заперлись в кабинете, когда по школе разгуливал маньяк"

 

Очевидец бойни в школе в Сосновом бору рассказал о новых подробностях, фейковых и настоящих героях того страшного дня 19 января.

 

Больше недели прошло с трагедии в пятой школе поселка Сосновый Бор. Почти все пострадавшие пошли на поправку, кроме Саши Борцовой, которая после ряда операций, проведенных питерскими специалистами,  все еще находится в «пограничном» состоянии. Выявлены и арестованы сообщники нападавшего Антона Бичивина. В Бурятии побывали журналисты крупных федеральных изданий, которые попытались разобраться в причинах произошедшего и составить портрет не только самого Бичивина, но и его окружения. Несмотря на подутихший интерес к теме, она продолжает время от времени подогореваться новыми подробностями и новыми сюжетами. Например, недавно стало известно, что одноклассники и знакомые Антона Бичивина предоставляют информацию о нем за деньги. Оттого в СМИ постоянно выходит противоречивая инфомация, то он расист и хулиган, то, наоборот, хороший тихий парень. 

На фоне шумихи и пристального внимания к жизни нападавшего, к его психологическому портрету, а также к размышлениям о том, кто такие колумбайнеры и что с ними делать, как обезопасить детей в России, почти незамеченной проходит ситуация в самой школе. Оказывается, родители массово забирают документы своих детей, чтобы перевести их в другую школу. Между родителями, учителями и руководством школы вспыхнул нешуточных конфликт. Люди устали от бесконечных допросов, обвиняют другу друга в случившемся, в том, что в школе 25 лет не было ремонта, не было охраны, а деньги собирались с родителей регулярно и т.д. Многие учителя решили уволиться, некоторые взяли больничный.

Последней каплей, которая возмутила родителей, стало заявление детского омбудсмена Анны Кузнецовой о том, что надо наградить преподавателя Ирину Раменскую, которая также получила ранение, за проявленный героизм и спасение детей в чрезвычайной ситуации. 

«Действия учителя по защите учеников были сопряжены с риском для собственной жизни и стали примером исключительной смелости для детей и педагогов, доказали  принципиальность и искреннюю приверженность профессиональному долгу, - отмечается в телеграмме детского омбудсмена в адрес главы Бурятии Алексея Цыденова.

Однако, по словам очевидцев, ни о каком героизме не может быть и речи. В лучшем случае педагоги растерялись, в худшем спасали собственные жизни. Так, один из свидетелей трагедии рассказал в эксклюзивном интервью «Республике» о вопиющем факте - пока Антон Бичивин с топором наперевес ходил по школе и крошил детей, некоторые завучи, преподаватели и возможно директор школы заперлись в своих кабинетах и находились там вплоть до того момента, как к школе подъехали военные и скрутили нападавшего. А когда стало безопасно, вели себя безобразно и наигранно. Одна из завучей устроила истерику и упала в обморок, а директор только разводил руками. 

При этом настоящими героями по словам очевидцев стали простые работники школы, до сих пор неизвестно имя то ли сантехника, то ли электрика, который на руках вынес окровавленную и брошенную на полу третьего этажа Сашу Борцову, а также завхоза, которая первая бросилась с огнетушителем в загоревшийся класс и вызвала службу спасения. Ни разу не было оглашено имя классной руководительницы пострадавшего 7- го класса. Оказывается, некоторые раненные дети смогли добежать до нее (она находилась этажом ниже в 12 кабинете) и рассказать о случившемся. Рискуя собственной жизнью, классный руководитель и еще один преподаватель из соседнего с загоревшимся 25 кабинета, ее имя также неизвестно, руководили эвакуацией детей с третьего этажа. Та же преподаватель из 25 кабинета на своих руках вытащила рухнувшую возле своего 23 кабинета Раменскую из задымленного коридора и привела ее в учительскую, где были некоторые раненные дети. Преподаватели звали на помощь, у детей сильно шла кровь, но спрятавшиеся на этом же втором этаже в своих кабинетах другие учителя, завучи, директор не откликались.

Сложно сказать, достойна ли именно Ирина Раменская награды. Родители школьников, особенно пострадавших с трагедии, категорично с этим несогласны. Во- первых, они уверенны, что Раменская допустила конфликт с Бичивиным, который в итоге привел к трагедии. Во- вторых, по их мнению, Раменская должна была первой выйти из класса, после того как в него кинули бутылку с зажигательной смесью, и удостовериться, что угрозы нет. Вместо этого она велела детям выбегать, и они выбегали на топор. Потом закричала забегать обратно, но сама из класса не вышла. До сих пор неизвестно, является ли полученная открытая черепно-мозговая травма Раменской следствием удара бутылкой или топора Бичивина. Однако, судя по тому, что Раменская была все время в сознании  и первой начала давать интервью федеральным изданиям, Бичивин ее не касался, хотя основной целью бойни была именно она. 

 

Евгения Балтатарова