Алкогольный опыт Бурятии

 

Опыт ограничения продажи алкоголя в республике ляжет в основу социальной политики Ямала.

 

Ямало - Ненецкий округ планирует ужесточить продажу алкоголя в вечернее время, запретив реализацию с 21.00, тогда как сейчас в регионе действуют общероссийские нормы, продажа запрещена с 23.00. При этом ямальские парламентарии ссылаются на положительный опыт Бурятии, где уже давно не продают алкоголь на два часа раньше.

Однако, стоит ли брать пример с нашей республики и как сказались более жесткие, чем во всей стране, нормы закона на населении Бурятии, в материале Татьяны Олзоевой.

Пример для подражания?

Вообще, очень сложно отследить влияние именно этой бурятской инициативы, так как для нее нет объективных критериев.

Если брать количество алкоголиков, то получается довольно странная картина. Статистические данные за последнее время показывают, что распространенность алкогольного психоза в республике снижается, зато растет число хронических алкоголиков.

При этом Роспотребнадзор как критерий приводит количество отравлений суррогатным алкоголем.

“В результате снижения потребления алкоголя в республике, обусловленного введением законодательных инициатив по ограничению розничной продажи и усилением мер государственного санитарно-эпидемиологического надзора по пресечению реализации недоброкачественной алкогольной продукции за последние три года наблюдается снижение числа острых отравлений спиртосодержащей продукцией на 27,9%» - сообщают в ведомстве.

Однако, по логике любое ограничение продажи легального алкоголя должно приводить к увеличению потребления суррогатов, например, самогона или спиртосодержащей продукции, которая доступна в любое время суток. Может просто суррогат стал покачественнее?

Есть вариант посчитать количество преступлений, совершенных в алкогольном опьянении. Достаточно спорная методика, но все же. Согласно данным статистики, в  республике почти ежегодно растет число выявленных лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения. Разве что, только в первый год принятия закона об ограничении показатель снизился на 4,3%. В последующие годы число лиц, совершивших преступления «под градусом», неуклонно растет: в 2014 году этот показатель равнялся 4954, в 2015 году – 5583, в 2016 году – 5930.

Получается, что, субъективно, запрет на продажу алкоголя никак нельзя назвать положительным решением, так как целей, которые преследовали законодатели, он не достиг.

Пострадал бизнес

Больше всего от ужесточения алкогольного законодательства страдает бизнес. В 2014 году депутат Народного Хурала Леонид Бляхер, в то время возглавлявший Совет Буркоопсоюза, предложил рассмотреть возможность вернуть ограничение времени продажи алкоголя с 23 часов, установленное федеральным законодательством.

По его словам, за девять месяцев 2013 года Буркоопсоюз потерял только по вино-водочным изделиям 200 миллионов рублей товарооборота, и это не считая других товаров. Депутат предлагал бороться с алкоголизацией населения другими мерами, в частности, активизировать борьбу с суррогатом. Он отметил, что ограничение торговли спиртным не решает проблему алкоголизации населения, а, напротив, становится причиной повышения уровня преступности и отравления суррогатом.

Между тем в прошлом году на всю Россию прогремели смертельные случаи отравления «Боярышником» в соседней Иркутской области, всего погибло более 70 человек. Страшная трагедия с мрачной усмешкой: люди отравились поддельным «Боярышником». То есть, в России подделывают не только водку, но даже и спиртосодержащие жидкости.

Нынешний руководитель Буркоопсоюза, депутат горсовета Улан-Удэ Долгор Норбоева отмечает, что сейчас ограничение времени запрета на продажу спиртного уже не влияет на товарооборот. Однако, она полагает, что из-за этого ограничения может вырасти число случаев отравления суррогатным алкоголем.

- Мы же в основном на селе торгуем, - добавляет депутат. - И почти в каждом селе есть несколько дворов, где продают суррогатный алкоголь. Это все знают. А ограничение по времени продажи спиртного в магазинах приводит к тому, что люди после 21 часа идут за водкой во дворы. Они эту водку покупают и травятся. Сейчас можно было бы ограничения и не ставить, ведь те, кто имеют лицензию, торгуют официально, зная, откуда водка пришла в магазин. И качество хорошее.

О том, что подобными ограничительными мерами бороться с алкоголизацией населения бесполезно, говорит и предприниматель, владелец двух продуктовых магазинов в Улан-Удэ, пожелавший остаться анонимным.

- Сейчас ограничение времени продажи алкоголя на выручку сильно не влияет. Так как те, кто приобретает в магазинах алкогольную продукцию - люди культурные, и, понимая, что после 21 часа алкоголь уже не купишь, запасаются им заранее. Те же, кто сейчас берет суррогатный алкоголь, они и раньше его брали. И те же точки продажи суррогата – как продавали его раньше, так и продают.

Он считает, что в рамках борьбы за снижение контрафактной продукции важно снизить акцизные ставки.

- Бороться с контрафактной продукцией, которую люди берут только из-за дешевизны, нужно снижением акцизных ставок. Вспомните 96-й год: в то время бутлегерством занимались все, кому не лень: и студенты, и пенсионеры, все, кто не имел работы. Потому что на улице водку можно было купить за 12 рублей, а в магазине водка стоила 16-18 рублей. И тогда государство снизило акцизные ставки. Как только водка в магазине стала стоить также, как и на улице, бутлегеры сами исчезли. А сейчас что? Акцизы растут и растут. И тот народ, который сейчас пьет суррогат, уже никогда не перепрыгнет на лицензионную водку.

Обойти закон просто

Покупатели в большинстве своем поддерживают запретительные меры, утверждая, что «стало меньше пьяных в вечернее время» и «молодежь теперь меньше пьет». Однако, каждый второй подчеркивает, что сегодня обойти эти меры легко: на фоне запрета в городе процветают экспресс-бары, в которых алкоголь можно купить и употребить на месте в любое время суток, или взять с собой на вынос, либо заказать доставку – по интернету или через службу такси.

Дополнительные ограничения, принятые в 2015 году Народных Хуралом, которые как раз были направлены на борьбу с торговыми точками, продающими спиртное, маскируясь под заведения общепита, мало повлияли на их уменьшение. Они переехали в нежилые дома и в торговые павильоны с фаст-фудом, благо в кризисное время в любом районе города можно найти необходимые торговые площади, соответствующие требованиям законодательства.

Доходит до абсурда: в одном ночном кафе иностранному гостю, который решил перекусить и немного выпить со знакомым недалеко от своей гостиницы в центре Улан-Удэ, всю бутылку крепкого алкоголя перелили в одноразовый стаканчик объемом 0,5 литров.

 

Татьяна Олзоева, «Центральная газета»