Байкал ущемили в правах

 

Приезд Путина и совещание по экологии в Бурятии принесли неожиданные результаты.

 

На Ольхоне начнут строительство асфальтированной дороги, а водоохранная зона озера сократится практически в десять раз. Местные жители и инвесторы смогут узаконивать землю, строить турбазы, кладбища и т.д. Местные власти говорят, что ничего страшного для Байкала это не принесет, так как, якобы, при определении водоохранной зоны на объекте наследия ЮНЕСКО, власти ориентировались на границы центральной экологической зоны, не учитывая рельефа и стока вод. Поэтому в зону с определенными природоохранными ограничениями попали населенные пункты, где люди, жившие там годами, теперь имеют проблемы с землей и развитием территорий. Однако, вопрос сокращения водоохранной зоны сразу в 10 раз не может не волновать, неизвестно, насколько правильные были сделаны рассчеты, кто их делал, какие риски заложены и т.д. Не трудно предположить, что новые послабления будут использоваться не сколько местными жителями, которых Путин попросил “не обижать», сколько стихийным и диким туристическим бизнесом, который уже наносит основной урон экологии озера.  К тому же, непонятно, какое мнение на этот счет имеет сама организация ЮНЕСКО, их, как говориться, никто не спрашивал.

Губернатор Иркутской области Сергей Левченко и вовсе предложил для строительства дороги на Ольхоне начать разработку старого заброшенного карьера на острове и добывать там щебень, это якобы удешевит проект в три раза. Для этого, по словам губернатора, необходимо внести изменения в закон об охране Байкала и разрешить добычу полезных ископаемых в центральной экологической зоне озера, в сердце которой находится Байкал. Экстравагантное предложение Левченко удивило даже президента Путина, который предупредил, что изменение закона приведет к «строительству ям где попало» и лучше переплатить, чем поступиться с экологией. Тем более, что предлагая такое кардинальное решение, власти Иркутской области в лице Левченко даже не знают стоимости работ.

Два миллиарда на 35 км

На следующий день чиновники Иркутской области поспешили реабилитировать своего губернатора. Как сообщает Коммерсант, чиновники региона рассчитали стоимость строительства дороги на единственном населенном острове Байкала Ольхон. По предварительным оценкам, проект дороги протяженностью 35,2 км от паромной переправы до поселка Хужир может обойтись в 2 млрд руб., сообщается на сайте правительства региона. «На имя президента России подготовлено письмо от губернатора Сергея Левченко, в котором приводятся обоснования расчетов»,— говорится в сообщении.

«Расчет стоимости работ произведен с учетом доставки щебня с карьера, расположенного на расстоянии 160 км от острова Ольхон, за пределами центральной экологической зоны Байкальской природной территории. Это ведет к значительному удорожанию строительства, так как доставка потребует либо строительства нового парома и причальных сооружений, либо проработки других способов транспортировки материалов»,— отмечают в правительстве. Также для реконструкции дороги требуется передать в областную собственность участки, которые входят в состав территории Прибайкальского национального парка.

В качестве альтернативного варианта иркутские власти не оставили попыток внести временные изменения в перечень разрешенных видов деятельности в районе Байкала, «чтобы иметь возможность добывать инертные материалы на территории острова и установить асфальтобетонный завод». Власти региона отмечают, что это позволит снизить затраты почти на 700 млн руб.

Ольхон ждет разорение

Напомним, что даже не имея хорошей дороги и моста с материком, Ольхон испытывает колоссальную нагрузку на окружающую среду. Недавно поломка третьего парома, осуществляющего перевозку людей и транспорта, «Семен Батагаев», привела к коллапсу и километровым очередям. В основном из-за того, что на острове скопились машины туристов, путешествующих дикарями. Люди ночевали в машинах, дрались в очередях, хотя для пешего туриста уехать с острова не составляло проблем, преимущество людей перед машинами на паромах соблюдается неукоснительно, и это правильно.

Власти Ольхонского района предложили в будущем  ввести электронную очередь вместо запуска дополнительного парома.  Мэр Андрей Тыхеев считает, что увеличить число паромов на Малом море невозможно технически: во-первых, для этого не приспособлены причалы, во-вторых — нецелесообразно. Нагрузки на переправу по пассажиропотоку снижаются вместе с летней туристической активностью.

— Электронная очередь позволила бы людям подъезжать к парому непосредственно перед отправлением их рейса, на переправе перестал бы скапливаться «караван» машин. Кроме того, заранее зная о пробках на переправе, туристы могли бы выбирать другие места отдыха на побережье. Ольхон уже не справляется с антропогенной нагрузкой, которая в ближайшие годы только продолжит расти. Турпоток пора переориентировать на другие территории Байкала, в частности, на юг, где более развита транспортная инфраструктура, а также вводить в Иркутской области и Бурятии туристический сбор, который позволил бы нам направлять средства на обустройство местности, - сообщил чиновник в интервью ТАСС

Однако, данные меры вряд ли помогут, тем более, в связи с грядущими изменениями законодательства и улучшением доступности острова. Экологи считают, что имеющийся на острове правовой бардак и коррупция только усугубятся. Как вариант, предлагается альтернатива, полный или частичный запрет въезда на остров для частного транспорта, организация удобного, недорогого общественного транспорта, перехватывающих парковок и т.д.

Все для народа

В своем стремлении помочь байкальским поморам власти пошли дальше. Как сообщает Коммерсант, границы водоохранной зоны озера Байкал уточнят до конца 2017 года — проект соответствующего постановления проходит согласование с властями Бурятии и Иркутской области, сообщают в Минприроды.

«Новая граница водоохранной зоны озера Байкал позволит избежать излишних ограничений для хозяйственной деятельности»,— отметил глава Минприроды Сергей Донской.

Врио главы Бурятии Алексей Цыденов также сказал, что ограничения для граждан, проживающих в центральной экологической зоне Байкальской природоохранной территории, связаны не только с водоохранной зоной, но и, в частности, зоной объекта всемирного наследия ЮНЕСКО. Он отметил необходимость внесения изменений в постановление правительства «Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории», в Водный, Земельный и Лесной кодексы РФ, а также закон «Об охране озера Байкал».

Так, только постановлением правительства в центральной экологической зоне Байкала запрещено строительство дорог, если для этого необходим перевод лесных земель в другие категории, а также строительство зданий и сооружений

— они могут возводиться только для жизнеобеспечения существующих объектов и развития природоохранных и туристическо-рекреационных зон. При этом «на незатронутых природных территориях, включая земли Лесного фонда, водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы озера Байкал и впадающих в него рек» строительство запрещено вовсе, следует из документа

Руководитель направления «недвижимость и строительство» юридической фирмы Goltsblat BLP Максим Попов ранее рассказал “Ъ”, что для снятия ограничений на приватизацию прежде всего необходимо внести изменения в закон «Об охране озера Байкал», а также Земельный кодекс «в части, касающейся оборотоспособности участков, находящихся в границах объектов всемирного наследия (п. 4 п. 5 ст. 27 ЗК РФ

Сергей Донской признал, что корректировка водоохранной зоны «не повлечет и снижения режима охраны озера в силу жестких запретов на осуществление отдельных видов деятельности в границах центральной экологической зоны Байкала». Однако, по его словам, такая мера позволит устранить сложности с движением транспорта, размещением кладбищ и твердых коммунальных отходов.

 

Анастасия Боровская, «Центральная газета»