Бомба под городом

 
Под столицей Бурятии уже полвека тикают часы грядущей катастрофы.

 

Недавно жителей Стеклозавода переполошила новость о разлившейся реке бензина по улице “Заовражная”. В социальных сетях, а затем на информационных порталах Улан-Удэ тут же появились шокирующие кадры, как по асфальту растекается желтовато-коричневая субстанция.

То, что Стеклозавод буквально стоит на бензиновом озере знают многие. Проблема загрязнения подземных горизонтов известна уже много лет, и даже как - то решается на уровне правительства и федеральных природоохранных органов. Однако, при этом, негативные последствия проявляются все чаще. Это говорит о том, что проблема грозит скорой катастрофой для полумиллионого Улан-Удэ, масштабы которой трудно представить.

Секретная база

В советские времена в районе Стеклозавода было размещено сразу несколько нефтехранилищ. Одно из них принадлежало министерству обороны,поэтому было окружено пеленой секретности.

Военная нефтебаза площадью в 57 гектар появилась еще в тридцатых годах двадцатого века. В землю были врыты цистерны, в которых хранилось горючее для армии. Основная нагрузка на военную нефтебазу легла в годы войны. Здесь концентрировались запасы ГСМ для нужд ЗабВО. В мирное время нефтебаза свое значение не потеряла. Началось противостояние с КНР, поэтому военные хранилища были заполнены под завязку. Использование базы завершилось лишь к 90-м годам, когда хранилище было переведено в режим расформирования.

Беда в том, что агрессивная жидкость, которой является бензин, со временем способна «прогрызть» любую емкость. Свою лепту вносят процессы коррозии, технологические нарушения при сборке и установке цистерн. В общем, причин для того, чтобы из емкости начало сочиться топливо, предостаточно. Поэтому хранилища периодически проверяют. Однако секретность базы допуска гражданских спецов не предусматривала. Проверки проводило само минобороны. Но насколько качественно, неизвестно. То, что утечки были, несомненно. Литр за литром топливо сочилось в землю годами.

В результате, под Стеколкой стала образовываться нефтяная капсула, или как говорят специалисты - линза, целое подземное бензиновое озеро. По разным данным данным, в почву ушло от нескольких десятков до сотен тонн топлива.

С годами стенки линзы «зацементировались» песком. Но это ненадежная защита. Время от времени, она «проедается» бензином. Свою роль вносят и подземные толчки, которые не редкость для Бурятии. Тогда капсула трескается, и горючее выходит наружу.

Бензин черпали ведрами

Особенно остро встала проблема капсулы в 90-е годы, когда горючее стало просачиваться к Селенге.  Очевидцы говорят, что даже небольшая выкопанная на берегу ямка немедленно заполнялась жидкостью с резким запахом бензина. Отметим, что многие тут же воспользовалось этим обстоятельством. На берегу выкапывали ямы и вычерпывали оттуда горючее ведрами, которое некоторые ушлые улан-удэнцы пытались продать на трассе.

«Подземный» бензин действительно покупали, но не каждое авто могло работать на таком «топливе». Поэтому бизнес быстро прекратился. Да и бензин в ямах исчез, очевидно, ушел глубже.

Экологи тогда  предупреждали, что линза может лопнуть в любой момент и тогда масштабного загрязнения Селенги неизбежать. Поэтому за рекультивацию земель в промзоне Стеклозавода все - таки взялись. В конце 90- х специалисты пробурили несколько скважин, при помощи которых рассчитывали откачать нефтепродукты из почвы. Но затем работы были остановлены из-за недостатка финансирования.

О страшной линзе в очередной раз вспомнили только в 2012 году, когда Москва выделила средства на ликвидацию проблемы. Первоначально планировалось бурение многочисленных скважин, с последующей откачкой бензина. Но вскоре выяснилось, горючее в капсуле перемешано с песком. К тому же потребовалось научное исследование, которое должно было показать, насколько загрязнена почва, какое количество нефтепродуктов попадает в реку, какова общая «зараженная» площадь.

Москва нашла возможность обеспечить финансирование – в рамках ФЦП «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2012-2020 годы».

В принципе, определенные работы провести удалось. Так, были определены участки загрязненного побережья Селенги (каждый от 30 до 60 м длиной), проведены исследования, которые показали в пробах речной воды, взятых в черте города, концентрация нефтяных углеводородов составляет 0,036 мг/дм3. Это ниже предельно допустимой концентрации (ПДК). 

Но чем дальше по течению Селенги, тем хуже становилась ситуация. Пробы показали, что в низовьях реки содержание углеводородов возросло до 24 мг/дм3. А это уже гораздо выше ПДК.

Кстати, ниже по течению от Стеклозавода расположены многочисленные поселки, в том числе дачный поселок геологов. Ученые на себе испытали неоднократные случаи, когда вода становится непригодной из-за насыщенности нефтепродуктами.

Череда скандалов

Конкурс по проведению работ на «нефтяном озере» выиграло единственное в России научно-производственное объединение, которое занимается ликвидацией подземных загрязнений. Министерству природных ресурсов Бурятии даже удалось защитить проект в Минприроде России. Стоимость работ была оценена в 170 миллионов рублей.

Но тут грянул скандал. УФАС России по Бурятии оштрафовало министра природных ресурсов Бурятии (МПР) Баира Ангаева за нарушение закона о госзакупках. Как стало известно, речь шла о нарушениях, которые произошли при выполнении работ по параметризации «нефтяной линзы».

- Проблема возникла из-за того, что высокий уровень воды в Селенге не позволил сделать все анализы вовремя, - говорил о причинах наказания изданию «Информ Полис» Баир Ангаев. - Поэтому я подписал соглашение о продлении работ. Если бы судился за невыполнение работ в срок, то речь бы пошла уже о неэффективном использовании средств, и невозможности начать работы по ликвидации линзы. Поэтому я пошел на нарушение закона, то есть, как выразились в УФАС, «гипотетически» нарушил права потенциально возможных претендентов на выполнение работ.

Хотя дело и не получило большого общественного резонанса, нарушения были устранены, а последствия ЧП не повлекли ущерба для бюджета, вскоре глава МПР Бурятии подал в отставку.

Весной этого года дело о «нефтяной линзе» вновь аукнулась в коридорах власти республики. В марте правоохранители задержали замминистра природных ресурсов Бурятии Александра Лбова. Арест чиновника, как сообщали СМИ, мог быть связан все с той же ФЦП «Охрана озера Байкал». А именно, с той его частью, которая предусматривала ликвидацию нефтяного загрязнения в районе Стеклозавода. По одной из версий, работы по очистке нефтяных отложений велись неэффективно. Впрочем, позже появились сообщения о том, что Александру Лбову могут быть предъявлены и другие обвинения.

Что дальше?

Таким образом, работы по рекультивации земель и ликвидации нефтяного озера ведутся уже несколько лет. За это время Бурятия лишилась министра природы, его зама, который вообще попал за решетку, были проведены десятки исследований, истрачены миллионы рублей. Однако «озеро» под Стеклозаводом, которое основательно загрязнило Селенгу, продолжает существовать. По сути, с 90-х годов, когда впервые заговорили о капсуле, почти ничего и не изменилось. «Бензиновая бомба» заложена, часы тикают. Сколько нужно еще ждать? Неужели того рокового дня, когда линзу прорвет основательно, и тонны нефтепродуктов хлынут в Селенгу. А затем в Байкал? Но тогда уже будет поздно.

 

Алексей Романов, «Центральная газета»