Бурятия готова к честным выборам?

 

Российский тренд либерализации выборного процесса докатился до  нашей республики.

 

На недавней пресс- конференции на вопрос, будет ли он поддерживать своим авторитетом кого - либо из кандидатов на выборах в Тункинском районе,  глава республики Вячеслав Наговицын заявил, что решать должен народ. В принципе, глава не сказал ничего нового. Фактически,  сколько существует конституция Российской Федерации, выборы в нашей стране демократические, то есть народные. И это никогда не оспаривалось. Однако, существующие политические технологии позволяют, в зависимости от размера кошелька и административного ресурса, в той или иной мере на этот народный выбор влиять.  А так как практически все чиновники в нашей стране представляют партию “Единая Россия”, то административным и политическим ресурсом своей партии  чаще всего пользуются именно они.

Еще на прошлых выборах в Бурятии  в 2014 году кандидаты от “Единой России, то есть от партии власти,  не стеснялись использовать в своих агитационных материалах фотографии с Наговицыным  и недвусмысленными посылами. Насколько большую роль это играло в итоговом результате, сказать сложно, потому, что  поддержка главы региона  сама по себе не могла обеспечить победу на выборах, однако, считалось, что имидж главы позитивно влияет на имидж кандидата и повышает его шансы на успех. И это не только бурятский сценарий.

Сегодня  многие видные политологи сходятся во мнении,  что  Кремль перед выборами президента России в 2018 году взял курс на некоторые послабления  для системной и несистемной оппозиции.  Для Кремля сегодня  не  так важна политическая принадлежность кандидатов на выборах разных уровней, вплоть до сельских, сколько их авторитет в народе. То есть там наверху действительно поняли, что система,  построенная на принципе честной выборной борьбы, более устойчива и эффективна для страны в целом. Тем более сейчас, когда в стране кризис и растет недовольство властью. Чем спокойнее будут регионы к 2018 году, тем больше шансов для того же Путина переизбраться на новый второй срок.

Об этом и был ответ Наговицына, который обозначил новые глобальные для страны и  для Бурятии в том числе правила, которые будут опробованы на первых в этом сезоне выборах в Тункинском районе, а потом и еще в семи районах, где в этом году ожидаются выборы.  Это даст возможность  не только консолидировать лидеров на местах,  вне зависимости от их партийной или иной принадлежности, но  и понять, что же на самом деле хочет народ.

Конечно,  скандальный общественник Аркадий Зарубин, который и задал этот вопрос, интерпретировал ответ главы достаточно узко, усмотрев в этом немилость к фавориту гонки единоросу Аламжи Сыренову, набравшему на праймериз почти 90% голосов,  но это проблема Аркадия Зарубина и ничья больше.

В этом сезоне нас также ждут выборы в Госдуму и возможные выборы главы. “Республика” не раз писала о том, что федеральный центр не будет вмешиваться  в выбор жителей республики, как сейчас региональная власть не полезет в районы.

И если насчет позиций глав регионов четкой установки по выборам еще нет, пока выборные тренды обсуждаются достаточно кулуарно, и уже главам решать,что говорить и что делать, то в Совете Федерации по этому вопросу есть жесткая позиция. Например, недавняя активность сенатора Вячеслава Мархаева в том же Тункинском районе была негативно воспринята руководством верхней палаты парламента. Как говорят инсайдеры, председатель Совфеда Валентина Матвиенко посчитала такое поведение неприемлемым, о чем и было сказано новоиспеченному сенатору от Иркутской области Мархаеву.

В любом случае, честные выборы, основанные на разумных политических технологиях, и здоровая конкуренция в выборном процессе пойдут только на пользу стране.

Евгения Балтатарова, “Республика”.