Бурятия “пьяна” Алексеем Цыденовым

 
Стоит ли ждать жестокого похмелья? Путинский ставленник за полтора месяца смог очаровать практически каждого жителя Бурятии. Он как супермен с первых дней летает от одного района к другому, решает одну проблему за другой. Пресс-служба правительства просто не успевает печатать и рассылать релизы, организовывать встречи, чаепития, посиделки с гитарой, баню, баранину и т.д.

 

За короткий срок Цыденов провел три полномасштабные встречи с медиа- сообществом, журналисты в таком расширенном составе обычно собираются раз в год - 13 января в День российской печати. Завел страницы в двух социальных сетях, тогда как его предшественник Вячеслав Наговицын решился на это только к концу второго срока службы. Придумал проект - стратегию “Гордость Бурятии” и несколько рекламных слоганов, например “Круто жить в крутой республике” и “У нас будет суперреспублика”. Сыграл на гитаре и попарился в бане на кижингинском гурте. Публика сражена и готова на все.

Тяжелые проблемы с наскока

Конечно, пиаром деятельность Алексея Цыденова не ограничивается. Есть и более насущные дела, которые он, тем не менее, решает на удивление легко. Мы все помним, чего стоила предыдущему главе Байкальская гавань, как долго шло согласование с федералами самых мелких деталей. А под конец второго срока Вячеслава Наговицына Байкальская гавань лишилась статуса особой экономической зоны. Власть подробно объяснила, почему так произошло.

- Развитие такой сферы как туризм дается нам с огромным трудом. Нерешенность управленческих проблем, постоянное изменение нормативно-правовых актов на федеральном уровне, ежегодное в течение семи лет изменение организационных структур являются серьезной помехой в реализации проектов. Пока непонятно, будут ли гарантии на выделение субсидии на строительство инфраструктуры или уже построенные инфраструктурные объекты будут заморожены. Отсутствие чётких, согласованных действий может привести к провалу проекта, усилению недоверия населения, непродуманным действиям государственных органов власти, - сказал тогда Наговицын.

Отказ от статуса федерального объекта, по словам бывшего зампреда по экономике Александра Чепика, мог бы дать толчок к развитию проекта на местном уровне. Он позволял дать больше прав местным муниципалитетам,в первую очередь на оборот земель Гавани, что, в свою очередь, было бы привлекательно для инвесторов.

Достаточно понятная и ясная причина, однако, одним из первых поручений Алексея Цыденова на посту врио стало восстановление статуса Байкальской гавани. Зачем, почему? Что это даст? На эти вопросы ответа не прозвучало, однако, решение Цыденова в СМИ восприняли с восторгом.

По проторенной дорожке

Многие успешные проекты, которые сегодня связывают с именем Цыденова, готовились еще при Наговицыне. Тем не менее они всей мощью легли на продвижение имиджа врио.

Так, например, в СМИ широко анонсировалось снижение тарифа на электроэнергию для физических лиц. Снижение составит всего 12 копеек, с 2,87 до 2,75 рубля за киловатт. Но в глазах жителей Бурятии это существенный плюс к уже начавшейся предвыборной кампании врио. Тем временем последние несколько лет данный вопрос курировал лично Вячеслав Наговицын и незадолго до отставки добился существенных результатов на данном поприще.

А вот историю  с самоволками смело можно причислить к личным достижениям врио, которые достаточно хорошо характеризуют манеру ведения дел Алексея Цыденова. Так, на встрече с самовольщиками Южлага, 106-го квартала и СНТ “Цагатуй” врио пообещал решить их проблемы, длящиеся годами. Как оказалось, для этого нужно внести изменения в Генплан города. О, том, что они обязательно произойдут, врио сказал, не задумавшись. Что сразу же не понравилось мэрии Улан-Удэ.

«Бытует заблуждение, - подчеркнули в мэрии, - что давнюю проблему с «самоволками» можно решить внесением изменений в Генеральный план развития города Улан-Удэ, принятый еще в 2008 году. Генеральный план – это градостроительный документ, формирующий перспективу развития городских поселений на 25-30 лет. Приспосабливать этот документ к каждой отдельной ситуации невозможно”, - заявили в мэрии.

Алексей Цыденов слышит проблему, видит ее решение и решает. Все остальное: разделение полномочий, реверансы должностным лицам или политический консенсус его не волнует. Это шокирует бурятских чиновников, привыкших работать в рамках бюрократической машины. Цыденов же сразу начал позиционировать себя над ней. Пока местные не разобрались, что к чему, и молча, лишь с легким ворчанием воспринимают революционные инициативы врио. Но это пока. Стоит Цыденову совершить ошибку или получить хотя бы легкий намек на неодобрение из Кремля,молодого технократа ждет незавидная участь. Он просто завязнет в византийских интригах и, несомненно, станет более осторожным и менее эффективным, каким со временем стал Наговицын.

Игра в стулья

Успех Цыденова сегодня полностью зависит от динамики его решений и действий. К сожалению, в области политической быть сильным и волевым не так просто, как в хозяйственной сфере. И тут Цыденов начал совершать ошибки и проявлять непростительную слабость. Кадровые назначения ожидаемо стали ахиллесовой пятой молодого политика, не разбирающегося в хитросплетениях отношений между влиятельными людьми в Бурятии. Привыкший работать в понятных условиях вертикально интегрированной структуры министерства, Цыденов просто не понимает, какие тут могут быть противоречия. Причем, на “варягов” это не распространяется, такое ощущение, что элиты спокойно примут любого незнакомого им человека в свои ряды. “Московский опыт” - гипнотическое словосочетание, не подвергающееся сомнению.

Однако, судя по всему, до варягов у нас так и не дойдет. Бывший патрон Цыденова и директор ГЛОНАСС Андрей Недосеков, уйдя из этой структуры, занял должность в руководстве Россетей. Хотя еще недавно его называли претендентом на должность первого зампреда, который мог бы стать серым кардиналом при Цыденове и помочь ему своим опытом.

Очевидно, что теперь придется выбирать из местных, среди которых не так много достойных кандидатов. Однако первое же важное назначение вызвало бурю негодования. В СМИ просочилась информация о вхождении скандально известного общественника Аркадия Зарубина, имевшего ранее проблемы с законом, в один из важнейших комитетов правительства - информационный. Ранее Зарубин неоднократно конфликтовал с медиа-сообществом, обличая многие СМИ, в том числе лидеров рынка, в продажности и лизоблюдстве перед властями.

Политическая грызня

После этого назначения события в бурятской околополитической тусовке начали развиваться стремительно. Сразу же после Зарубина на должность зампреда по экономике, пустующую после ухода Александра Чепика, неофициально и без обещаного Цыденовым конкурса был представлен председатель Торгово-промышленной палаты Игорь Зураев, ранее работавший в руководстве мэрии Улан-Удэ. Это назначение, в свою очередь, “взбесило” мэрию, так как отношения у мэра Александра Голкова и Игоря Зураева, мягко говоря, натянутые. А так как Зарубин с недавнего времени достаточно любовно относится к городским властям, протест мэрия выразила через него. Весьма своеобразно. Аркадий Зарубин объявил прокурора Бурятии Валерия Петрова, как бы выразиться помягче, “нехорошим человеком” и обвинил его во вмешательстве в политику и кадровые назначения.

Причем здесь прокурор? Ответ лежит в плоскости, недоступной не только Цыденову, но и простым жителям Бурятии. Как оказалось, легким движением руки врио главы столкнул лбами две давно враждующие политические группировки, которые, в свою очередь, не могут поделить того самого Аркадия Зарубина. За этим конфликтом тянутся сотни нитей, приводящих и к главному сопернику Цыденова на предстоящих выборах главы Вячеславу Мархаеву, и к мятежным районам, оказавшимся в руках неуправляемого руководства - Тункинскому и Баргузинскому. Мог ли Цыденов знать, что все так сложно? А может быть, он настолько разобрался во всем этом и ведет свою собственную тактическую игру?

Впрочем, официальный комментарий, который врио дал на собственной странице в Фейсбуке говорит об обратном.

“Зураева я действительно пригласил для работы в правительстве РБ. Подчеркну - пригласил, а не согласился с чьим-то предложением. Свой выбор основывал на том, что экономическое развитие Бурятии в первую очередь зависит от активизации работы бизнеса во всех видах деятельности. Кстати, я Аркадия Зарубина тоже пригласил! Это чей кандидат тогда?”- написал Цыденов.

 

Евгения Балтатарова, «Центральная газета»

Фото russianstock.ru