Гиперактивность и клиповое мышление

 

Дети эпохи интернета и гаджетов уже не такие как их родители, и учить их нужно по-другому

 

Читать длинный текст в бумажных учебниках, конспектировать урок в тетрадь под диктовку учителя – для сегодняшних детей самая томительная пытка. Зато каждый из них чуть ли не с пеленок ловко управляется с передовыми девайсами и может найти любую информацию в интернете. Современные школьники заметно изменились и хотят учиться по-другому. Готова ли меняться школа и какими должны быть уроки будущего?

Что об этом думают учителя в бурятских школах и что такое «Школа будущего» в их понимании? Об этом «Центральная» беседовала с депутатом Горсовета и директором школы №32 г. Улан-Удэ Татьяной Митрофановой. Именно в этой школе, уже началось внедрение элементов современного «альтернативного» образования.

- Татьяна Геннадьевна, насколько на Ваш взгляд изменились современные школьники?

- Очень много детей с гиперактивностью. У меня на этот счет есть своя теория. Думаю, что гиперактивность связана с неправильным подходом к воспитанию в детских садах. Дети настроены на игру, на активную познавательную деятельность. В саду же сегодня стараются делать программы подготовки к школе. То есть садят детей за парты, дают им настоящие уроки, весь процесс идет по школьному типу. Ребенку уже ничего не интересно: все это он уже видел в детском саду. К тому же, еще и не наигрался, потому что его все время заставляли сидеть смирно и слушать воспитателя. Поэтому и усидчивости нет, нужно же наверстать упущенное. Это проблема, когда детей торопят взрослеть.

- И с чем приходится сталкиваться современной школе, какое будущее может ее ожидать?

- Сейчас школа – это на мой взгляд еще система советской педагогики, она в переходном состоянии. В советское время все было стабильно: плановая экономика, заказ на кадры, каждый работающий человек был обеспечен жильем, социальные гарантии, бесплатную медицину и образование. Сегодня этой стабильности нет. И нужно со школьной скамьи подготовить человека, готового жить в быстро меняющемся мире, готового к неопределенности. Нужна стрессоустойчивость – сегодня ты имел работу, профессия была важна, завтра – ты потерял эту работу и нужно идти учиться на новую специальность. Того, что было раньше, когда наши родители получив одну профессию всю жизнь могли работать по ней, больше нет. Школа должна воспитывать в человеке способность всю жизнь учиться, в любом возрасте быть готовым к переучиванию и т.д.

Россия переходит на цифровую экономику. Современные дети могут легко влиться в эту среду, так как уже с раннего возраста, иногда лучше взрослых, разбираются в электронике, интернете. И в этом плане наши учителя даже проигрывают детям. Пока учитель что-то осваивает в интернете, ученик спокойно работает с сенсорной доской, быстрее находит информацию в интернете. Но у учителя более развиты этические нормы. В интернете ребенок может столкнуться с потоком разной информации, в том числе и вредной и вот учитель может помочь ему правильно отсортировать это и оставить только необходимое знание. У детей клиповое мышление. Есть повод считать, что последнее поколение детей, от 2010 года и старше, - это люди, которые в будущем могут сделать большой рывок в технологическом процессе. Они очень мобильны и интересуются техникой. Развитие новых технологий вытеснит существующие сейчас профессии.

Хороший пример, в Улан-Удэ сейчас открывается центр робототехники. Но по-хорошему, это направление должно быть в каждой школе. Однако нет оборудования для этого. Можно было пойти другим путем: обучать детей и практическим навыкам. То есть теорию на уроке преподавать при помощи видеофильмов с детальным изображением какого-то процесса. Можно был бы выехать на предприятие, где можно изучить технологический процесс. Но в Бурятии мало работает предприятий вообще, тем более таких, куда можно водить учеников на экскурсии.

- Как тогда может быть организован образовательный процесс в современной школе?

- С одной стороны, в нашей стране есть федеральный учебный план – количество уроков, которые должны быть. Но с другой стороны, в законе об образовании говорится о том, что каждый ребенок имеет право на индивидуальный образовательный план. Сегодня уже не все родители придерживаются мнения, что ребенок должен изучать предметы, как в советской школе. Многие считают, что их ребенку достаточно нескольких базовых предметов для поступления в будущем в определенный вуз на какую-то специальность. И мы должны отойти от классно-урочной системы.

Некоторые родители сегодня выбирают семейное образование. То есть для ребенка выбирают индивидуальную программу сами, и дети обучаются дома с помощью репетиторов. Это снимает лишнюю нагрузку с ребенка. Сейчас идет речь о том, что на уровне республики семейное образование должно финансироваться. То есть деньги, которые идут в школе на ребенка, должны передаваться семье, чтобы родители могли нанять репетитора или еще как-то организовать образовательный процесс. В Бурятии пока нет такой практики и документа регулирования.

По мировой статистике, в любой школе может быть только 40-50% детей, которые могут учиться на «4» и «5». Все остальные имеют по предметам средний уровень, совсем необучаемых быть не должно. И вот для всех детей со средним уровнем успеваемости должна быть альтернатива. В нашей школе, например, это выглядит так. Учителя оценивают не только знания по предметам, но и другие параметры: коммуникабельность, успешность в спорте, допобразовании, организаторские способности и т.д. И если у ребенка низкая успеваемость, что-то не получается в учебе, то он не чувствует себя неудачником, хуже других, потому что знает, что обладает другими способностями, которые остальным даются с трудом. Школа должна создать условия, чтобы каждый ребенок нашел свою успешность в чем-то. Образованию нужно позволять стать демократичнее.

- Насколько сложно учителям перестраиваться в новом образовательном процессе?

-Конечно, учителям с многолетним стажем, с советским образованием сложно подстроиться и начать учить детей по-новому. Но многие с удовольствием используют новые методики на уроках и видят положительные результаты. Помогает то, что за годы работы у учителя есть хороший опыт, есть база для обучения, а не только отличное знание предмета. Сложнее молодым учителям. Особенно тем, кто недавно закончил педагогические вузы. У них базы пока нет, может есть знания по предмету, то они пока только ищут свой стиль преподавания, а уже нужно влиться в новый процесс. Однако на практике у всех получается, и дети чувствуют себя комфортнее в обновленной школе.

- Все-таки, почему изменений школам не избежать?

- Это связано не только с общими тенденциями изменения мира, мировоззрения учащихся. Главную роль играет и то, что если школа сейчас не займет нишу индивидуального всестороннего образования, то ее легко займут развивающие центры, платные курсы, частные школы. Той главной базовой модели образования по получению знаний и воспитанию сильной личности не станет. Общество может потерять самое ценное – школьное бесплатное развитие детей – ступень для будущего. Все-таки именно со школой должно ассоциироваться профессиональное преподавание, путевка в будущее в жизнь, поиск для ребенка своей роли в обществе.

 

Татьяна Иванова, «Центральная газета»