Хранители исторической памяти

 
В преддверии празднования 95-летия архивного дела в Бурятии архивисты обсудили с главой республики проблемы учреждения

 

Сегодня состоялось заседание совета по культуре и искусству при главе Бурятии, на котором обсудили два вопроса: проблемы государственного архива республики и план работы на год. Свое замечание по повестке высказал глава Бурятии Алексей Цыденов: «Замах на рубль, а удар на копейку. Столько людей собрали, что, нечего пообсуждать?», и предложил в будущем выносить на обсуждение больше вопросов, в том числе и вопрос коммерциализации культуры. Тем не менее, обсуждение только первого вопроса повестки заняло более часа.

С докладом по нему выступила директор Государственного архива Республики Бурятия Бутит Жалсанова. Большой юбилей, а в этом году Государственная архивная служба Российской Федерации празднует 100-летие, и архивная служба Республики Бурятии - 95-летие, стал поводом напомнить о проблемах, с которыми сегодня живут архивисты – хранители исторической памяти.

200 лет на оцифровку

Главной целью деятельности архивов является обеспечение вечного хранения и использования документов Архивного фонда. Во исполнение этой миссии в республике работают 53 сотрудника архивной службы, что, по словам директора Бутит Жалсановой, недостаточно. Также глобальной проблемой стала нехватка площадей. Из-за нехватки квадратных метров архивисты не могут принять на хранение все необходимые документы. Более того, все помещения Государственного архива Бурятии находятся в разных частях города, что затрудняет и тормозит работу архивной службы. Сегодня ими используется 4,3 тысячи квадратных метров, а на выделенные службе в 2016 году 1000 квадратных метров по ул. Ранжурова необходим капитальный ремонт на более чем 16 миллионов рублей, и это смета только на половину помещения.

Частично проблему с помещением для хранения архивов могла бы решить оцифровка документов, что является еще одной из важнейших задач архивной службы. К 2015 году в электронный вид должно быть переведено 20% всего фонда, а к 2020 году – 50%, но на сегодня выполненный объем работ по оцифровке составляет всего 1%.

- При имеющихся технических и кадровых ресурсах для оцифровки оставшихся 19% нам потребуется 150-200 лет, - отметила Жалсанова.

Не хватает не только кадров, не хватает и оборудования для оцифровки и хранения документов. Кроме того, по федеральному закону сотрудники архивной службы обязаны сделать страховые копии важных документов. Для решения этой проблемы необходимо специальное оборудование стоимостью более 12 миллионов рублей.

Вопрос с нехваткой помещений глава Бурятии предложил решить своеобразно: продать нынешние помещения архивной службы и взамен построить новое. Но это только один из вариантов, в целом же Цыденов поручил рассмотреть этот вопрос совместно с министерством имущества Бурятии, оценить все площади архива и посмотреть другие помещения, которые можно было бы передать их архиву.

12 миллионов или 100 тысяч

Комментируя вопрос закупки необходимого оборудования для оцифровки, Цыденов вспомнил, что в свое время он занимался схожим вопросом в РЖД и там вопрос был решен оборудованием не по «таким ценам». Директор архивной службы отметила, что оборудование для оцифровки – сканеры – стоит около 3-4 миллионов рублей, на что Цыденов заметил: «Есть российская разработка, там хороший цифровой фотоаппарат и автоматизированная система. Хороший цифровой фотоаппарат стоит 50 тысяч рублей, а компьютер стоит, ну, еще 50 тысяч рублей», и посоветовал рассмотреть российские разработки в этой сфере.

Однако для создания страхового фонда архива необходимо именно оборудование для переноса информации на микрографические носители. Это обусловлено тем, что только микрографические носители являются единственным общепринятым стандартом долговременного хранения документации и позволяют гарантировать сохранность оригинала более 500 лет, невозможность изменения информации на микроформе, и имеют универсальный формат. Благодаря всем вышеперечисленным свойствам микрографических носителей, в случае утраты бумажного оригинала, документы на микроформах могут быть признаны на правах подлинника. И такое оборудование для микрофиширования стоит более 12 миллионов рублей.

Министерство архивов

Еще одним самым обсуждаемым вопросом стала проблема нехватки кадров и статуса специалистов архивистов в районах. Министр культуры Соелма Дагаева попросила увеличить штат архивного отдела в ведомстве, ссылаясь на необходимость улучшения проверочных мероприятий, которые проводит архивный отдел. Кроме того, в некоторых районах республики у архивных служб нет необходимого для них статуса, и за работу архивной службы несет ответственность один человек, который является специалистом отдела культуры. При этом, как отметили архивисты на заседании, иногда этот человек больше занимается вопросами культуры, нежели архивной работой. Более того, из-за статуса всего лишь специалиста отдела его подпись на многих документах (например, справках в Пенсионный фонд или в другое ведомство) не является легитимной.

В прениях по вопросу статуса и легитимности подписи глава Бурятии пытался докопаться до сути, в чем разница отдела и сектора, зачем нужны штатные единицы и почему справку не может подписать начальник отдела культуры или глава района или управляющий делами.

- Надо создать отдельное министерство архивов? Может ли справку подписать начальник отдела сельского хозяйства, к примеру? – вопрошал Цыденов.

Не получив внятного ответа, глава поручил рассмотреть систему с точки зрения законодательства и уточнить, насколько важен статус подписанта и имеет ли значение название отдела при подписании справки.

По словам депутата НХ РБ Бориса Базарова, здесь налицо кризис управления. В свое время, при реорганизации архивной службы этот вопрос «недодумали», и сегодня налицо все его последствия. Он также отметил, что в других странах архивная служба относится к силовым структурам, у нас же архивная служба только недавно перешла под крыло министерства культуры и то не без скрипа. При этом подавляющее большинство ведомственных архивов пока не передается в государственные архивы.

Как отметила директор Жалсанова, учреждение со дня основания уже пережило 7 реорганизаций. Но, тем не менее, продолжает свою деятельность, и за все это время архивистами было проделано немало работы, в том числе и уникальные исторические проекты, получившие высокую оценку на уровне федерации.

В конце заседания Алексею Цыденову вручили подарки от творческих союзов республики. Член Союза художников Зандан Дугаров подарил главе Бурятии, можно сказать, символический подарок – ташуур (бурятскую плетку). Судя по смеху аудитории, подарок оказался очень в тему, кое-кто даже пошутил: «С этого и надо было начинать!». Тем более что вопрос с установкой пожарной сигнализации в архиве Кяхтинского района главе пришлось решать тут же – ручное управление. И, если вопрос не решится в ближайшее время, ташуур наверняка пригодится.

 
Татьяна Олзоева