Киргиз-Удэ или Улан-Таджик

 

Бурятия стала трудовым раем для гастарбайтеров из ближнего зарубежья

 

И это несмотря на то, что зарплаты для наемных рабочих не растут. Зато увеличивается спрос на иностранный труд в республике, пусть даже нелегальный. Кто и почему выбирает Бурятию для заработка и что происходит на нелегальном трудовом рынке?

В 2014 году поток иностранных работников в Бурятии вроде бы начал снижаться. Повлияло начало экономический кризиса. Но сегодня вновь отмечается резкий рост количества гастарбайтеров. Так, в Бурятстате отмечают, что международная миграция заняла значительную долю в изменении состава населения республики. Это заметно и визуально. В столице республики сегодня стало больше трудиться выходцев из стран СНГ и Китая. По данным МВД Бурятии, только в 2017 году от работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранных граждан, поступило 2999 уведомлений о привлечении в качестве рабочей силы иностранных граждан. Это больше, чем в 2016 году (2905 уведомлений) и в 2015 году (1985 уведомлений).

Своих не берем

В пресс-службе МВД пояснили, что основная масса иностранных граждан привлечена из Узбекистана, Кыргызстана, Армении, Таджикистана и Казахстана. А подавляющее количество иностранных граждан задействовано в сфере строительства. Также иностранные граждане трудятся в сфере оптовой и розничной торговли, в лесном хозяйстве, в сфере транспорта, в обрабатывающем производстве, в деятельности гостиниц и ресторанов, в добыче полезных ископаемых, в сельском хозяйстве и в других отраслях. Вплоть до животноводческих гуртов и швейных мастерских в районах республики.

Вопреки, заявлениям чиновников о низкой оплате труда в этих сферах, в Бурятии предприниматели сегодня готовы платить даже низкоквалифицированному рабочему от 15 до 20 тыс. рублей в месяц. Учитывая, что обычный уровень зарплат в регионе может быть даже меньше этой суммы, в наемные рабочие могли бы пойти и сами жители республики. Но здесь уже сами предприниматели настроены скептически.

«У меня работает 20 иностранцев на стройке. Я, когда только начинал, старался брать на работу из Бурятии, знакомых. Но сильно обжегся. Работа сезонная у нас, все заказы летом в основном. Почему-то местные люди работать не хотят. Вот плачу я им по 20-25 тыс. рублей. Они две недели работают, потом после зарплаты дней на 10-15 уходят в запой и пропадают. А во время работы больше отдыхают, чаи гоняют, чем что-то делают. Конечно, я чуть не разорился с ними. Попробовал узбеков нанимать, они не пьют, не делают большие перекуры, работают неплохо», - говорит владелец небольшой фирмы по строительству частных домов Александр Бурлаков.

Вероятно, поэтому такой спрос рождает огромное предложение.

Они не едут сами, их завозят

На заработки в Бурятию мигранты готовы ехать даже нелегально. Хотя сегодня и закон на стороне трудовой миграции. Граждане из стран, входящих в состав СНГ (а это Киргизия, Узбекистан, Армения и т.д.), пользуются упрощенным порядком оформления «разрешения на работу» на территории России. В миграционном отделе МВД Бурятии поясняют, что работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников. А иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента. Кроме того, легальное трудоустройство предполагает и знание русского языка. Поэтому каждый гастрабайтер обязан учить русский.

Но все же большинство приезжают и работают в Бурятии подпольно. На территории республики с начала 2017 года каналов незаконной миграции в ходе проверок сотрудниками подразделений по вопросам миграции МВД по РБ не выявлено. Однако неофициальные источники утверждают, что они есть.

Об этом свидетельствует и то, что в этом году в республике составлено более 1800 протоколов об административных правонарушениях в сфере миграции в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Большая часть из них – в отношении незаконно находящихся на территории России иностранных граждан, то есть, утративших право пребывания в нашей стране. Данные граждане водворяются за пределы Российской Федерации по решениям судов.

Нередко на границах силовикам удается накрыть подпольный въезд. Организовывают подобные каналы поставки группы, которые также находятся в республике и действуют незаконно. Провоз гастарбайтеров в Бурятию делают в нечеловеческих условиях.

Например, в августе этого года в Красноярском крае удалось задержать подозрительный фургон из Казахстана, в котором 25 человек ехали на заработки в Бурятию. Фургон «Мерседес» вызвал подозрение у дорожных инспекторов: автомобиль остановили, а когда попросили открыть кузов, обнаружили в куче вещей гастарбайтеров, среди которых было 9 несовершеннолетних детей. Разнорабочие пояснили, что, якобы, сами наняли себе водителя, так как добираться на поезде было для них дорого, и отправились от границы Казахстана до Бурятии на авто. С водителем они пообещали рассчитаться позже, когда появятся деньги.

При этом в самой Бурятии предприниматели редко привлекают рабочих-нелегалов. Подразделения по вопросам миграции МВД по РБ ежедневно проводят рейды в места пребывания и осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности. В результате, в Бурятии даже возбуждались уголовные дела по статье «Организация незаконного въезда в РФ иностранных граждан».

Большая трудовая семья

Не смотря на бедность региона и невысокие заработки гастарбайтеров, едет сюда их все больше. И ту две причины: во-первых, на родине дела обстоят еще хуже, во-вторых, в республике жители стран СНГ чувствуют себя комфортно. Наш регион всегда считался образцом толерантности и межнационального мира между разными народами. На этом островке мира, как оказалось, место под солнцем находится для всех. Мигранты все чаще не просто приезжают сюда для зарабатывания денег, все больше они обосновываются на новом месте с семьей. В улан-удэнских школах в этом году отмечается небывалый наплыв детей иностранцев, которые либо не говорят по-русски вообще, либо говорят, но плохо. Постепенно меняется под влиянием тенденции и местная социальная среда. Например, ниша мелкого бизнеса также почти полностью занята в Бурятии мигрантами из ближнего зарубежья и Китая. В основном мелкие иностранные предприниматели организовывают свое дело в сфере торговли на вещевых рынках или в продуктовом секторе. Это отчетливо видно по резко возросшему количеству фруктово-овощных киосков в Улан-Удэ и районах республики. Появляются и кафе с национальной грузинской, узбекской, киргизской и другой кухней.

Подобное уже пережили регионы вроде Москвы и Московской области, Там количество гастарбайтеров увеличилось настолько, что появились отдельные национальные микрорайоны, отстраивается и целая инфраструктура. Уже открылись и работают поликлиники для киргизов, узбеков, специфические по контингенту и обстановке кафе определенных диаспор, в школах – отдельные классы для детей мигрантов.

Как эти тенденции отразятся в будущем на Бурятии пока прогнозировать сложно. Как сложно предугадать, начнет ли развиваться в республике конкурентная среда не только для иностранных рабочих, но и местных жителей.

 

Татьяна Иванова, «Центральная газета»