Китайская экспансия

 

Быть или не быть китайской экономике в Бурятии?

 

На днях в республике прошли мероприятия второго совещания туристических администраций России, Китая и Монголии. С экскурсиями по основным близлежащим у столицы региона достопримечательностям проехались все важные чиновники туризма трех стран: глава Ростуризма России Олег Сафонов, руководитель государственного управления по делам туризма КНР Ли Цзиньцзао и государственный секретарь министерства окружающей среды и туризма Монголии Цэгмидийн Цэнгэл.

5 миллионов китайских туристов

По данным Федерального агентства по туризму, в 2016 году в рамках безвизового группового туристического обмена Россию посетило свыше 760 тысяч туристов из КНР, что на 41% больше результатов 2015 года. И в последующие годы количество китайских туристов будет только увеличиваться, сообщили в Ростуризме.

Более того, для привлечения китайских туристов Россия упростит визовые формальности. В настоящий момент Россия и Китай ведут переговоры о дальнейшем упрощении въезда для граждан двух стран. Новое соглашение предполагает снижение требований к минимальному числу туристов в группе с пяти до трех человек при одновременном увеличении сроков их максимального пребывания за рубежом. А замглавы Ростуризма Алексей Конюшков и вовсе предположил, что в течение следующих нескольких лет турпоток из Китая в Россию может вырасти до 5 миллионов человек.

В Иркутскую область в 2016 году приехало 43,5 тысяч туристов Поднебесной, это на 158% больше туристов, чем в 2015 году, сообщает Ростуризм. О засилье китайских туристов на берегах Байкала чиновники туризма сообщают с гордостью, жители области и разного рода блогеры – с некоторым ужасом. Ужас не столько от самого количества лиц азиатской внешности, лопочащих на китайском, а сколько от недополученных денег в бюджет региона. Недополученных, потому что одно дело посчитать туристов по головам на въезде в страну, и совсем другое дело – отследить их перемещения и проживание.

На территорию Республики Бурятия из КНР по безвизовым спискам в 2016 году въехало, а затем выехало в КНР 1409 китайских туристов в составе 69 туристских групп. Что в разы больше того же 2015 года, тогда в республику въехало 198 китайских туристов в составе 10 туристских групп.

Заработать на Китае?

И пока наша республика гордо показывает гостям из Китая и Монголии свои туристские возможности и презентует инвестиционные проекты, по всей России уже подсчитывают, сколько зарабатывают на въездном туризме в нашу страну сами китайцы.

Выступая на втором совещании руководителей туристских администраций России, Монголии и Китая, глава китайского госуправления по делам туризма Ли Цзиньцзао не преминул заметить: «Туризм создает хорошие условия для того, чтобы бедные люди могли достойно зарабатывать».

Однако, по мнению экспертов, зарабатывать будут не только и даже, возможно, не совсем бедные российские бизнесмены. Как показывает пример иркутской сферы гостеприимства, далеко не всегда китайские туристы пользуются услугами российского турбизнеса.

Что по всей России, так и в Иркутской области, турбизнес лишь наполовину контролируется россиянами, рапортуют российские СМИ. Особенно, как поговаривают в сети, в крупных российских городах и приграничных регионах полномочия в этой сфере бизнеса уже четко распределены между китайскими бизнесменами и их российскими партнерами.

Без участия российских турфирм здесь не обойтись: они оформляют въездные документы. А вот об остальном вполне могут позаботиться и сами соотечественники дорогих гостей из Поднебесной: гостиницы, кафе, турбазы, магазины – практически вся цепочка сферы услуг уже, как правило, в доле или в партнерстве с китайскими компаниями. Легальными или подпольными, это уже другой вопрос.

Сейчас Иркутск заполонили китайские туристы, и все чаще через Байкал слышны жалобы на китайскую экспансию. Теперь берега иркутского Байкала пестрят вывесками на китайском языке, почти в каждом десятом кафе подают блюда китайской кухни, а недорогие, и вовсе не пятизвездочные отели, заняты дорогими китайскими гостями. При этом владельцы этих недорогих отелей и кафе отнюдь не наши Баиры и Вани, а соотечественники гостей из Поднебесной, те самые хваленые инвесторы, коих ждут и у нас.

Экономика туризма

Но не все так печально. Экономический эффект от туризма проходит насквозь через множество, казалось бы, не связанных с ним сфер. По сути, целая цепочка работает на одного туриста. Тут и логистика, предоставляющая транспорт, и сельское хозяйство с продуктами, и развлекательные услуги. То есть, на стоимость того же гостиничного номера влияют зарплатный фонд сотрудников из местных жителей, стоимость коммунальных слуг и прочие расходы. Это и называется мультипликативным эффектом.

И кто бы ни построил гостиницу в российском регионе – китайцы или россияне, большая часть доходов от китайского туриста все равно останется там. Особенно это касается Бурятии, считает директор туристического агентства «Солонго» Аржан Малацагаев.

По его словам, поток китайских туристов в Бурятии уже превышает количество туристов из  Европы. На сегодня китайские группы составляют более 50% всего туристического потока Бурятии. И, как оказалось, Бурятия к такому количеству туристов просто не готова.

- Конечно, китайские туристы в Бурятии – это хорошо. Сейчас нет смысла говорить про опасности, которые якобы могут скрываться в этом. Потому что нас сейчас задевает только краешком этой экспансии. И даже небольшое увеличение китайских групп сейчас привело к тому, что наша инфраструктура уже на пределе. На июль-август у нас сейчас нет мест ни в гостиницах на Байкале ни в Улан-Удэ, и не хватает автобусов - говорит Малацагаев.

До миллионов далеко

Практически о том же  говорит и сотрудник отдела проектной работы и взаимодействия с инвесторами филиала АО ОЭЗ Евгений Малыгин.

- Китайские туристы, которыми нас все так сильно пугают, появятся в больших количествах только тогда, когда туристская инфраструктура республики сможет их безболезненно «переварить». Пока в Улан-Удэ нет хотя бы одной-двух гостиниц, способных разместить пассажиров одного чартерного борта, о развитии туризма в грандиозных масштабах говорить рано, - отмечает Малыгин. - Другое дело, что сейчас китайцы пошли по пути строительства своих гостиниц и турбаз, закрывая потребности туристического рынка Поднебесной в отдыхе на Байкале. Это, к сожалению, и есть частичный ответ на вопрос, почему на китайских туристах в первую очередь зарабатывает китайский же бизнес: наша сфера услуг пока удовлетворить объемы спроса не в состоянии. По крайней мере, в Бурятии.

Эксперты почти хором говорят о том, что контроль за «серым» рынком туристских услуг должно взять на себя государство.

- Что же до услуг гидов, переводчиков, перевозчиков, прочих специалистов, зарабатывающих на «сопутствующих услугах», - это в первую очередь вопрос делового администрирования бизнеса. Пока наше государство не особо борется с «серым» и «черным» рынком услуг. В том же пресловутом Таиланде, например, к каждому иностранному гиду приставлен партнер-таец. Россия же такого требования к «лаоваям» (пренебрежительное название иностранца в Китае - прим.) не выставляет. Вот и появляются китайские гиды, китайские магазины, китайские катера и сотрудники отелей, возвращая основной поток денег от туриста в экономику Китая, - приводит примеры Малыгин.

А вот версии о том, что китайцы могут выстроить свою собственную цепочку поставки сервисных услуг в российском регионе, чтобы получать не 10-20% прибыли от своего туриста, но гораздо больше, вполне вероятны. И чтобы этого не случилось, «надо просто работать «по-китайски», говорит эксперт.

- Нашим пока этому еще учиться и учиться. Ну и «длинные деньги» на такие проекты доступны для Азии только в Китае, - отмечает Малыгин.

 

Татьяна Олзоева, «Центральная газета»