Кто следующий?

 

Решение о депортации из России Шивалхи Ринпоче, принятое управлением ФСБ по республике Тыва, и ответное возмущение верующих, может запустить цепную реакцию во всех национальных республиках РФ, где исповедуют буддизм. Что в свою очередь приведет к обострению давней конфронтации влиятельных представителей тибетского буддизма в регионах и местных сангх, пропагандирующих «коренной» буддизм, которые за последние 15 лет относительного затишья научились жить без скандалов.

 

Депортация известного ламы - перерожденца Шивалхи Ринпоче, который более десяти лет проповедовал буддизм в Туве по просьбе самого Далай Ламы, шокировало людей даже очень далеких от буддизма и от религии вообще. Чем мог провиниться перед российскими властями представитель самой толерантной и миролюбивой религии на планете? Тем более в то время,  когда чувства верующих, как и сама религия, как основа традиционных ценностей и взаимоотношений в обществе, сегодня в России находятся под особой охраной.

Эксперты считают, что  случившееся с Шивалхой Ринпоче связано с укреплением международных связей  нашей страны с Китаем, которому может не нравиться усиление позиций в России тибетского буддизма, находящегося уже более полувека в изгнании. А также с обеспокоенностью местных буддистских сангх, в первую очередь в Бурятии, которые уже давно  держат курс на отделение от материнской школы тибетского буддизма с формированием некой формы самобытного буддизма внутри страны с сильным влиянием монгольских монастырей.  Иначе объяснить ситуацию сложно, так как ни официальные власти Тувы, ни правоохранительные органы не могут предъявить более менее реальные  основания для такого решения, что делает дело Шивалхи Ринпоче, безусловно, политическим.

Коммерсант: Во врученных Шивалхе Ринпоче документах не поясняются причины высылки. В официальном письме «о нежелательности пребывания» за подписью начальника управления ФСБ по Республике Тыва Олега Боломжонова (документ есть в распоряжении «Ъ») говорится, что решение основывается на ст. 25.10 N114-ФЗ «О порядке выезда и въезда в РФ». Согласно ей, лицо может быть выслано из страны, если оно создает «угрозу обороноспособности или безопасности государства, общественному порядку, здоровью населения», а также «в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц». В тувинском управлении ФСБ отказались прокомментировать «Ъ», что именно из этого списка инкриминируется Шивалхе Ринпоче.

При этом реакция местных буддистских организаций, в том числе самой многочисленной и влиятельной в Бурятии, заставляет задуматься. В целом, они дали понять, что заступаться за единоверца они не намерены.

Коммерсант: Пресс-секретарь Буддийской традиционной сангхи России Борис Балданов сказал «Ъ»: «Шивалха Ринпоче к нашей организации никакого отношения не имеет, он сам по себе». В управлении главы тувинских буддистов не комментируют решение о высылке Шивалхи Ринпоче, ссылаясь на отсутствие камбы-ламы в республике.

Несмотря на то, что  доля буддистов в России не так велика, как последователей христианства или ислама, дело высокопоставленного буддийского монаха, высланного из страны без объяснения причин, грозит  стать началом большого скандала. Тем более, если эта практика, опробованная на Туве, будет применяться ФСБ и на территории других традиционно буддистских регионов: Бурятии и Калмыкии.

В Бурятии, к примеру, осуществляет религиозную деятельность один из самых влиятельных на сегодняшний день тибетцев в России Еше Лодой Ринпоче, учителем которого является сам Далай Лама. Досточтимый Ринпоче находится в России с 1993 - го года по личному поручению своего учителя и уже давно имеет российское гражданство.  Любопытно, что в начале 90-х, когда еще не была сформирована традиционная буддийская сангха России, Ринпоче осуществлял свою деятельность в центре российского традиционного буддизма - Иволгинском дацане. По идее, он и должен был стать лидером буддистов Бурятии, так как его назначил Далай Лама, незадолго до этого посетивший Бурятию с личным визитом. Однако в Бурятии давно существовал свой институт иерархов - Хамбо лам, власть которых, тем не менее, не переходит по признаку перерождения.  

В середине 90-х и к новому тысячелетию, буддизм Бурятии сотрясали скандалы. В борьбе за власть хамбо ламы сменялись один за другим, пока с помощью Кремля и лично Владимира Путина Дамба Аюшеев окончательно не закрепил за собой этот уже пожизненный согласно уставу организации пост. Именно институт хамбо лам стал в основе бурятского самобытного буддизма, который в открытую противопоставляют буддизму тибетскому, к коему, однако,  он  де факто продолжает принадлежать.

Потерпев поражение, Еше Лодой Ринпоче решил создать собственный буддийский центр в Улан-Удэ.  Сегодня он является одним из самых красивых мест в городе, а учение Ринпоче имеет много последователей. Вслед за Ринпоче, несогласные с политикой Хамбо ламы Дамбы Аюшеева, собственные центры основали и другие влиятельные бурятские ламы: Нимажап Илюхинов, Чой - Дорже Будаев и другие. На сегодняшний день они признают в тибетском учителе своего лидера и поддерживают связь с резиденцией Далай Ламы в Индии.

Сложно сказать у кого сегодня влияния больше. Как правило, верующие не разделяют буддизм на местный и тибетский, так как никакой разницы, кроме политической, в них нет. Люди одинаково посещают и центры Ринпоче багша и Иволгинский дацан, при этом мало догадываясь какие  религиозные страсти до сих пор продолжают тлеть под внешним видом терпимости и любви.

Ринпоче багша, в Бурятии почитается, несомненно, как святой, также как и Далай Лама. В отличии от Хамбо ламы Аюшеева, который больше харизматичный политик и лидер бурятской нации, чем монах  - учитель.  Однако у Сангхи есть свои козыри в этом плане. Феномен нетленного тела Хамбо ламы Итигэлова, институт Хамбо лам, с каждым из которых связаны мистические истории и даже чудеса. Для привлечения паствы, Сангха придумала буддийские фестивали, праздники и  спортивные соревнования, на которые собирается очень много людей. Плюс к этому, глава Сангхи активно привлекает  бизнес, местные и федеральные власти на строительство дацанов, инфраструктуры, книгопечатание, образование, поддержку изобретенных в Сангхе программ по возрождению  бурятского языка, сельского хозяйства- номадного животноводства, кумысолечения и многого другого. Всё это делает Сангху самой влиятельной религиозной организацией на территории Бурятии.

Однако, политическая активность Хамбо ламы и его вмешательство в некоторые процессы негативно сказывается на религиозном аспекте. Один из ярких примеров ситуация в Тункинском районе Бурятии. В следствии того, что Хамбо лама агрессивно вмешивался в дела района и поддерживал оппозицию действующему главе, власти решили “дружить” с другим авторитетным буддийским иерархом - Ринпоче Багша. Сегодня Тунка практически закрыта для Сангхи, здесь нет храмов, встроенных в жесткую вертикаль этой организации, финансовую и хозяйственную, они как бы сами по себе, но  духовным лидером считается Ринпоче. И это, в принципе, всех буддистов Тунки устраивает.

Так что, если тувинский пример станет для Бурятии заразительным, то мало не покажется никому.