Культурный штурм

 

В Бурятии говорили о проблемах культуры и путях их решения.

 

Соелма Дагаева начала свою деятельность на посту министра культуры с новаций: впервые в Бурятии был организован мозговой штурм, в котором приняли участие представители всех сфер культурной отрасли. Мозговой штурм был воспринят культурным сообществом на «ура», однако, как это и бывает в России, в итоге все свелось к перечислению всем известных проблем в культурной отрасли и жалобам на недостаточное финансирование. Зато, как того и ожидали организаторы мероприятия, было высказано много здравых и дельных предложений, с которыми и предстоит работать новому министру культуры.

Открытый диалог

15 декабря в Национальной библиотеке собрались более полутора сотен человек: библиотекари, музейные сотрудники, кинодеятели, литераторы, художники, преподаватели, артисты и многие другие представители культуры Бурятии. После приветственных слов от организаторов и важных персон участники распределились на семь секций: «Театры, объединения композиторов и театральных деятелей», «Культурно-зрелищные учреждения и организаторы культурно-событийного туризма», «Народное творчество и народные художественные промыслы», «Образование в сфере культуры», «Библиотечное и архивное дело, «Музеи и объединения художников», «Кинопроизводство и кинопрокат» и «Объединение писателей». Участники каждой секции выявили проблемы в своих сферах, представили образ будущего и определили свою миссию – что каждый из них готов сделать для того чтобы решить обозначенные проблемы.

Как правило, во время мозгового штурма не отбрасывается и не подвергается критике любая высказанная идея. Так и здесь все предложения и идеи были вынесены на обсуждение на секции и записаны в «протокол», после этого участники секций отобрали по три главных проблемы и наиболее значимых предложения, которыми поделились на итоговом общем собрании.

На итоговом собрании мероприятия прозвучало несколько хороших креативных предложений, но все же, наибольшее количество баллов в каждой секции получили предложения по разработке целевых программ по каждой сфере культуры. Вполне вероятно, что на мозговом штурме были высказаны предложения, где не требовалось участия государственного и республиканского бюджетов, и предложения с проектами, ориентированными на самоокупаемость, но в силу того, что они не набрали нужного количества голосов, они не прозвучали в итоговых докладах. То есть, большинство тех, кто участвовал в мозговом штурме, все еще видят спасение в целевых программах, согласно которым правительство будет выделять на культуру немалые средства.

Самыми главными проблемами практически для всех деятелей культуры стали: недостаточное финансирование, слабая материально-техническая база, отсутствие кадров, неконкурентная заработная плата и жилье. Зато для творческих людей не составило труда представить образ будущего, идеи которого они готовы реализовать и поработать, чтобы воплотить их в жизнь.

Энтузиасты или фантасты

Если бы в России было достаточно денег и их хватало бы на культуру, и все высказанные на мозговом штурме предложения вдруг бы получили финансирование, Бурятия действительно стала бы культурным центром российского востока.

К примеру, в Бурятии появились бы такие же библиотеки, как и в Китае или Франции. Наши библиотекари действительно работают из любви к делу, их высокая миссия состоит, прежде всего, в том, чтобы сохранить и передать будущим поколениям историю и культуру всего человечества. Для этого необходимо создание библиотеки архивов будущего, это будут автоматизированные системы на хорошей материально-технической базе и доступные для всех, в том числе и маломобильных граждан.

Если же когда-нибудь в Улан-Удэ появится свой Национальный музей, то столица Бурятии вполне может претендовать на звание центра современного искусства Востока и Запада. Более того, в видении бурятских музейных работников в республике должны появиться собственное фондовое хранилище, соответствующее всем современным требованиям, и свой реставрационный центр с профессиональными реставраторами-экспертами. И, как центр современного искусства, Улан-Удэ мог бы проводить раз в три года музейный фестиваль с привлечением всех художественных объединений России и зарубежья, где могли бы выставляться и все художники Бурятии.

Самая наболевшая проблема у бурятских театров – гастрольная политика. Прежде всего, гастроли по республике это и воспитание будущего поколения, знакомство с театром в детстве привьет любовь к этому виду искусства во взрослой жизни. Кроме того, для выездов театров за пределы Бурятии, когда театры представляют республику на различных российских и международных площадках, ежегодно могли бы предоставляться гранты, и при этом театры согласны даже на очередность. По словам худрука Бурятского театра драмы Эржены Жамбаловой, выступавшей с докладом по секции «Театры», театры могли бы планировать, исходя из этой грантовой гастрольной политики, свои репертуары, площадки выступления и связанные с поездкой затраты.

Среди высказанных театральными деятелями предложений были: идея создать единый кассовый центр с афишами от всех театров, заложенные в бюджет средства на закуп творческих произведений бурятских авторов (композиторов, драматургов), и налоговые льготы для меценатов.

Также о создании гастрольной политики говорили и специалисты культурно-зрелищных центров. При этом, по словам руководителя Центра эвенкийской культуры «Арун» Надежды Шеметовой, культура это не вид услуги, а «то, что сеет доброе, вечное», и поэтому культуре необходима государственная поддержка. Одним из предложением от этой секции стало создание в Москве демонстрационного центра, где культурные деятели из республики могли бы представлять свои культурные проекты для москвичей и гостей российской столицы. Пару слов было сказано и о почти позабытом проекте строительства на Байкале культурного центра, в котором можно было бы, кстати, проводить фестиваль коренных малочисленных народов Сибири, который имеет большой потенциал и как туристическое событие.

Интересными предложениями поделились представители литературно-издательской секции. Они же практически единственные, кто не поставил во главу угла как панацею создание целевой программы. Главными проблемами они назвали отсутствие учебы для литераторов, критики, взаимодействия между авторами и читателями. Но они готовы решать эти проблемы путем создания фонда, проведения литературных форумов, создания сайта. При этом реализовать все эти идеи высказал готовность редакция журнала «Байкал». То есть, на брейнсторме фактически родился новый проект со своими целями задачами и, главное, его исполнителями.

Представители секции «Кинопроизводство и кинопрокат», главной проблемой назвали отсутствие хоть какой бы то ни было программы в сфере кинопроизводства. Такой программы нет, как нет среди ни одного опытного специалиста этой сферы в министерстве культуры. При этом кинодеятели республики готовы самостоятельно решать эту проблему, создав агентство кинематографии, которому все же необходима бюджетная поддержка. Кроме того, кинодеятели высказались о необходимости создания в Бурятии инновационного центра аудио-визуальных искусств и строительстве кинопавильона, который можно будет сдавать в аренду. Также было сказано о необходимости проведения в республике международного кинофестиваля, хотя бы с фестиваля кино малых народов России.

Челобитные

Ну, и конечно, как это всегда и бывает на подобных мероприятиях, возможность открытого доступа к высокому чиновнику, позволила выступить людям с прошениями. Министра культуры как экс-генерального директора ИД «Информ Полис» попросили поддержать молодые таланты благотворительным репостом в социальных сетях. Также пару раз высказались о необходимости задуматься над постройкой жилья для членов творческих союзов и квартир-студий для работающей в культурной отрасли молодежи, попросили возродить советскую традицию – отдых на собственной отраслевой турбазе на берегу Байкала.

В заключение Соелма Дагаева поблагодарила всех участников за помощь и пообещала, что все идеи, которые были предложены на мероприятии, будут обязательно рассмотрены. На основе всего материала, собранного в ходе прошедшего брейнсторма, новый руководитель ведомства сформирует и представит программу, по которой и будет работать министерство в следующие пять лет. Программа должна быть представлена Дагаевой через 100 дней после назначения - в марте 2018 года.

 

Татьяна Олзоева