Левобережное гетто

 
Ученые и общественники выступили против инициативы властей об усилении автономии района «Левого берега».

Эксперты уверенны, что  насущных проблем это не решит, просто потому,  что создать инфраструктуру, достаточную для проживания почти сотни тысяч человек,  в обозримом будущем не возможно. Ни географических, ни экономических предпосылок для создания самостоятельного города - спутника сегодня нет. Гораздо логичным вариантом респонденты видят интеграцию района в город по всем направлениям, этнокультурным, социальным, политическим и экономическим. При этом то направление,  которое официально озвучивает сегодня глава Бурятии, может создать взрывоопасную социальную обстановку в районе, который итак имеет достаточно закрытую и автономную структуру.

Меньшее из зол

Напомним,  что не так давно Вячеслав Наговицын озвучил нетривиальное  решение проблемы пробок при въезде в город со стороны «Левого берега».

По словам Вячеслава Наговицына, нужно обеспечить население Левобережья школами, детсадами и прочими социальными и экономическими объектами для того, чтобы сократить ежедневные транспортные потоки жителей из этой части города в центр.

- Люди вынуждены ехать в центральную часть города, приходится возить сюда, в школы и детсады, детей. Тогда не нужно будет тратить сотни миллионов рублей на дороги, лучше мы эти средства потратим на это. Утвердим план и, как бы тяжело ни было, будем его выполнять, - сказал глава на планерном совещании.

В том,  что левобережью сегодня нужна социальная инфраструктура никто не сомневается ,  однако из уст главы это прозвучало жестко. Во -первых, оказалось, что в пробках, мучающих горожан, виноваты «понаехавшие», которые к тому же создают нагрузку на социальную инфраструктуру города,  больная тема нехватки мест в детских садах и школах,  не говоря уже о рабочих местах и возросшей конкуренции на рынке труда. Поэтому, следуя посылу Наговицына, жителям левобережья не нужны хорошие дороги,  пусть лучше сидят дома и никому не мешают. И это при том,  что «Левый берег» и его проблемы итак никто не замечает.

Возможно я утрирую,  но лично я так поняла эту инициативу,  которая к тому же была отдана на реализацию Александру Голкову, который как никто у нас «умеет» тонко разруливать щепетильные вопросы. Достаточно вспомнить его знаменитое «И чё?» в ситуации с СНТ Сибиряк, когда его члены перекрыли федеральную трассу из -за отключения света.

Не нужно быть нострадамусом, чтобы спрогнозировать печальные последствия.

Автономия невозможна

Известный ученый и единственный научный эксперт по улан-удэнским пригородам Анатолий Бреславский считает, что Левому берегу уже давно не светит автономность,  а власти продолжают предлагать решения без каких-либо социологических исследований, то есть вслепую.

Анатолий Бреславский:

Две основные проблемы одноэтажной части Левобережья, на мой взгляд, это, во-первых, нахаловки, незаконный нерегулируемый самострой 1990-2000-х гг., а во-вторых, бедность местного населения. Вокруг этих проблем выстроены и остальные: слабая инфраструктурная, социально-бытовая обустроенность, низкий уровень обеспечения основными городскими услугами (водопровод, теплоснабжение, дороги, освещение, медицинское обслуживание, школьное и дошкольное образование, обеспечение правопорядка, вывоз мусора и пр.). В иволгинских поселениях Левобережья ситуация с этими проблемами еще более сложная из-за еще большей слабости местных бюджетов и еще большей бедности местных жителей. Эти пригороды не стали пока местом массового прибытия финансово успешных горожан.

Как исследователь пригородов Улан-Удэ, считаю необходимым начать с широкого изучения этих микрорайонов, местных сообществ. Статистика крайне ограничена, мы говорим лишь общими цифрами, подчас далекими от реальности, которая меняется крайне динамично, что признают и главы пригородных поселений. Необходимо изучить, как формируются, с какими проблемами сталкиваются местные сообщества, какие угрозы для городской среды и здоровья населения несет текущая застройка и характер заселения этих территорий. Во-вторых, надо усилить работу с председателями ДНТ и другими лидерами местных сообществ, чтобы получить комплексное представление об этих территориях, а не отдельных микрорайонах. решить обозначенные выше проблемы социально-бытового плана и обеспечения городскими услугами, по всей видимости, не удастся в ближайшее время из-за слабости городского бюджета и бедности местных жителей.

По поводу автономии,  боюсь, это вряд ли возможно. У этих территорий пока нет для этого серьезного потенциала в смысле рынка труда, рынка товаров и услуг. Нет у этой территории той автономности, которой, допустим, обладали в свое время промышленные районы советского Улан-Удэ. И источников этой автономности в ближайшем будущем не появится. Этот район необходимо интегрировать в город.

Четвертый район города

Руководитель ТОС Тулунжа, общественник и предприниматель,  баллотировавшийся в пятый созыв горсовета с программой «Наш дом Левобережье» Виктор Ербанов также считает, что время для формирования автономии и градообразующих элементов упущено, но тем не менее, даже в качестве пригорода  «Левый берег» нуждается в новом статусе.

Виктор Ербанов:

Основная проблема Левобережья, это отсутствие градостроительного плана Левобережья, увеличение самовольно возведенных построек, неконтролируемая миграция из районов РБ.  Все перечисленные проблемы давно уже на слуху, но практического решения по сегодняшний день нет. Как правило, на период выборов в Хурал и Горсовет эти проблемы озвучиваются, а после выборов, тихо забываются. Может быть готовы «слуги» народа решить все проблемы, но как правило, вся инициатива упирается в бюрократию или нежелание руководства города включится в решении проблем.  

В свое время, город не вмешивался в развитие отдаленных территорий. Все это стихийно организовывалось и не контролировалось. Я сам участник этих событий. В 1995 г. наша семья переехала в Тулунжу из деревни. Вопросы по благоустройству решали сами, это вода, электричество, мусор и т.д. В течении 7 лет решали вопросы регистрации дома и прописки.
В 2000 года, когда пошел массовый поток жителей Бурятии из районов, город не готов был предоставить территории, пригодные для проживания (я имею в виду инфраструктуру и социально-бытовые условия). Поэтому расселение происходило стихийно, так сказать на полях. Вследствие чего рост преступности. На местах тут же организовывалось местное самоуправление ДНТ, СНТ позже ТОСы.  Которые, в силу своих возможностей контролировали и наводили порядок у себя. Только в последнее время власти обратили внимание на важность и значимость местного самоуправления и подкрепили полномочия соответствующими законами. Ведь город  уже не может просто закрывать глаза на проблемы Левобережья. Дальше, проблемы будут нарастать как снежный ком.

Территория Левобережья разрасталась самоволками (Солдатский, Исток, Тулунжа… ), строительство велось на территории неразрешенной для возведения домов, это затопляемый район Коминтерна, Нурселение,  строительство вблизи взлетно-посадочной площадки аэропорта. Причем люди в этих районах  живут давно. С увеличением территории застройки, не велось строительство социально значимых объектов (детские сады, школы, поликлиники и т.д.). Здесь важно отметить позицию города и Республики по вопросам территориальной ответственности.  Иногда доходит до абсурда, что на одной улице соседи могут проживать и в Улан-Удэ, и в Иволгинском районе. Быть прописанными в городе, а договора на электроэнергию заключать в Иволгинском РЭС, вызывать скорую помощь, полицию из района. Город не хочет вмешиваться в проблемы жителей Нурселения, Коминтерна, Сужа, хотя основной процент жителей работают и учатся в городе.

Проблемы Левобережья должны решаться комплексно с привлечением всех органов законодательной и исполнительной власти, администрации города, МВД Республики Бурятия, районной администрации, ТОСов, ДНТ и местных жителей. Необходимо просто услышать народ, а не усложнять им жизнь. Это не их вина, что они построились там, где нельзя строиться.

На мой взгляд, необходимо создать 4-й административный городской район «Левобережный». Ведь на сегодня администрация Советского района не в состоянии охватить Левый берег и справится с потоком обращений и жалоб. Упростить порядок регистрации и оформления в собственность недвижимого имущества, если нет конечно серьезных нарушений. Это работа должна вестись на законодательном уровне.
Нужно организовать совместную работу на местах с руководителями ТОСов, открыть пункт Государственных услуг, ГИБДД, нотариуса, представительств банков и т.д. Нет необходимости жителям Левого берега выезжать в город для оформления документов. Этим самым мы снизим транспортную нагрузку на центр города.

Занятость населения Левобережья сконцентрирована в пределах «трамвайного» кольца Улан-Удэ. Утренние и вечерние пробки из/в Левого берега тому подтверждение. В силу объективных причин, Левый берег не соответствует, и не будет соответствовать параметрам города-спутника. Частный сектор, затопляемый район, отсутствие инфраструктуры все это не даст возможность полномасштабного развития района.

Для примера можно взять район Авиационного завода, где занятость населения сконцентрирована вокруг завода. Но это наследие Советского союза.