Лучшее, конечно, позади

 

Бюджет Бурятии терпит бедствие - так мало денег в нем не было с 2007 года.

 

28 сентября Народный Хурал рассмотрит поправки в закон о бюджете республики, увеличивающие его доходную часть на 1,7 млрд рублей. Таким образом, сумма доходов бюджета впервые в новейшей истории превысит 50 млрд. рублей. Для сравнения, десятилетие назад, в далеком 2006 году, доходы бюджета составляли 17 млрд, а в 2012 – 40 млрд. Можно было бы порадоваться за растущие бюджетные показатели, если бы не одно «но». При пересчете всех этих цифр с учетом инфляции выясняется: последние годы бюджет Бурятии стремительно беднеет. Кто виноват и что делать?

Оказывается, самыми зажиточными годами для Бурятии выдались 2009 и 2013 годы. Доходы бюджета тогда были выше в 1,5–2 раза, чем в базовом 2006 году. Удивление вызывает, в первую очередь, 2009 год — как все помнят, в 2008 году случился мировой финансовый кризис, который ощутимо ударил и по нашей стране. Тогда ходили панические слухи о секвестровании бюджета, массовых увольнениях и тд. Как показало время, бюджет Бурятии не только не пострадал, но и, напротив, бил рекорды по доходам. Тот (уже подзабытый кризис) настиг нас тогда в 2010 году — тогда доходы существенно упали. Но уже в 2011 году вновь начали расти и достигли второго пика в 2013. После чего случился новый кризис (точнее, сразу несколько) — резкое падение цен на нефть, присоединение Крыма, война на Донбассе. С 2014 года доходы начали стремительно падать.

Объяснение бюджетной динамике можно найти, разобравшись в структуре доходов. Основной фактор, влияющий на нас, как оказалось, безвозмездные поступления из Москвы. С приходом в Бурятию Вячеслава Наговицына Москва вдруг резко увеличила финансирование Бурятии. В 2007 году, например, в республику пришло почти на 50% больше денег, чем в 2006. График роста и падения доходов бюджета Бурятии практически совпадает с графиком безвозмездных субсидий. Сейчас об этом мало кто вспомнит, но одним из основных обещаний начала «эпохи Наговицына» было избавление Бурятии от дотационности. К 2006 году Бурятия зарабатывала сама лишь 42% от бюджета. Остальные деньги присылала Москва. Но статистика говорит о том, что вплоть до 2015 года бюджетная зависимость от Москвы только росла, и, например, в 2009 году составила рекордные 69%. Зарабатывать сами больше, чем нам присылает Москва, мы стали лишь в 2015 году (52%). В основном потому, что Москва взяла и урезала субсидии.

Справедливости ради надо сказать, что росли и собственные доходы бюджета республики. Причем росли стабильно, что лишний раз подтверждает тезис о необходимости опираться на собственные силы. Желание и возможности Москвы финансировать Бурятию постоянно меняются, а наша собственная экономика от нас никуда не денется. Впрочем, в некоторые годы собственные доходы быстро росли опять-таки из-за Москвы. В период с 2010 по 2012 годы довольно существенный рост доходов обуславливался резким увеличением заработной платы военных и полицейских. Десятки тысяч работников МВД и Минобороны платят налог на доходы в республиканский и муниципальные бюджеты. Но одними только военными и полицейскими стабильный рост поступлений от НДФЛ не объяснить, росли доходы и многих других жителей Бурятии. Так или иначе, к 2017 году бюджет Бурятии в реальном выражении стал самостоятельно больше зарабатывать почти на треть — на 6 млрд. рублей.

PS: «Базовым для сравнения выбран 2006 год - начало срока полномочий Вячеслава Наговицына. 

Андрей Аносов, «Центральная газета»