Магия бурятского цирка

 

Что кроется за красотой представления и, как цирк попадает в кровь, превращая молодых артистов в фанатов этого непростого ремесла на всю оставшуюся жизнь.

 

«Цирковые», а не «циркачи». На «циркачей» обидятся – это оскорбление. Совсем не похожие на других представителей культуры, артисты цирка окружены тайной.  Эта тайна искусно прячется во взгляде, жестах, немного передается зрителям в танцах и заставляет трепетать сердце каждого от восторга при выполнении опасных номеров и трюков. Зритель привык наблюдать за красотой и грацией, удивительным сочетанием двух языков: акробатики и музыки, на которых идет представление, и почти не осознает, какой огромный труд за этой кажущейся легкостью.

Обычный репитиционный день в цирке. Тренер из Монголии басом считает «раз-два-три…». В мгновение на одном человеке оказываются пятеро. Друг на друге. Последний, тот, который на самой «верхушке пирамиды», еще и ловит девушку, подпрыгивающую с подкидной доски. Суммарный вес приблизительно свыше 280 кг. Чтобы наблюдать за этим действием нужно иметь стальные нервы. Артисты дрожат от напряжения,  верхний спрыгивает, слава Богу, удачно.

Слышатся тяжелые вздохи и тихие диалоги, состоящие всего из нескольких пар слов «Надо заново попробовать – Надо, да, давайте». И так целый день на отработку одного выхода. День, который превращается в месяц, потом в год.  Всегда есть над чем поработать, предела совершенству просто не существует.

В другом углу зала – в воздухе на совсем тоненьких ремнях кружится пара молодых людей, а совсем недалеко от них -  на ковриках – девушки разминаются с мячами. Подготовка к 19 апреля и к большим гастролям в Монголии в самом разгаре. В зале почти вся труппа цирка - 8 юношей и 4 девушки от 19 до 30 лет. Поражаюсь, насколько же на репетициях артисты цирка другие. Не видно творчества, каждый жест отработан, никакой свободы или спонтанности. Все тяжело дышат, видно, что сильно устали, сосредоточены. Для каждого из них цирк – это и дом, и работа, и хобби. Начинаешь понимать, что их работа сегодня – радость зрителей завтра. Ведь никто даже не узнает, что за широкими улыбками и ярким гримом артисты скрывают усталость и боль, а немного сентиментальные – слезы.

Тане Бурчевской всего 23 года, но она уже опытный профессионал, работа которой связана с риском и опасностью. Таня воздушная гимнастка. Девушка попала в цирковую студию в девять лет в далеком поселке на севере Бурятии. 

- Сначала мама была против того, чтобы я занималась. Бросила студию. Но потом пришла туда снова. Педагог видела во мне большой потенциал и дала мне второй шанс проявить себя. Она говорила: «У тебя спина очень гибкая»., - вспоминает Таня. -  Я не могу сказать, что стать артисткой цирка мечтала с детства, но когда была маленькая, однажды  залезла на турник на детской площадке, повисла на одной руке и кричала: «Я буду артисткой цирка!». Почему так сделала, загадка до сих пор.  Желание уйти из цирка посещало. Особенно когда не получалось выполнить трюк или упражнение. Стараешься не один раз или не один день, а  месяцами. Тогда сама себе задаешь вопрос: «Зачем тебе это надо?». И сама же себе отвечаешь: «Бросать, когда уже столько пройдено и сделано? Разве так можно? Конечно, нет!». Помню, еще один случай, когда мне стало скучно работать в жанрах «каучук» и «жонглирование». Хотелось чего-то нового.  Появилась в моей цирковой жизни тогда воздушная гимнастика.  Зритель не видит боль, страдания, травмы, слезы. На сцене ты преображаешься и даришь зрителю праздник, столь необходимый в обыкновенной тяжелой жизни. Цирк - это искусство для народа. Оно всегда понятно, узнаваемо и близко. Ведь в цирк приходишь и забываешь, что творится на улице. Не только зрители забывают, за закрытыми дверями артисты оставляют свои проблемы. Я хочу оставить след, хотя бы маленький «следочек», свой вклад в развитии этого неповторимого искусства. 

Цирк для Тани  – это второй дом, такой же родной и дорогой, как и первый. И, что удивительно, цирк помогает воздушной гимнастке бороться со страхом… высоты.

- Работать на высоте страшно всегда – любому человеку, даже самому смелому, - признается Таня. -  Конечно, со временем привыкаешь, но чувство страха всё равно присутствует. Представляете, я воздушная гимнастка и очень боюсь высоты!

Коллега Тани 24- летняя Саша Эрдынеева работает практически в том же жанре воздушной акробатики. Саша также пришла в цирк в возрасте девяти лет, но в отличии от Тани, выбора кем стать у девушки не было - она из цирковой семьи, а это, как говориться, тоже диагноз. Сашин дедушка работал в Китайском цирке и всегда хотел, чтобы кто- то из его детей или внуков был связан с цирком. 

- Сама я из Казахстана.  Когда была маленькой, очень нравилось заниматься, было интересно, весело, нравилось выезжать на гастроли.  Благодаря цирку, в отличие от ровесников, можно сказать, мы были не только физически развиты, уже тогда мышление  было другим, взрослым, серьезным, - говорит Саша. - В одно время было сложно совмещать тренировки с учебой в школе. Думала, что цирк стал занимать слишком много времени. Пришла однажды к Майдари Жапхандаеву (основатель бурятского цирка) и говорю, мол, хочу уйти из цирка, а он мне: «Возьми себя в руки, подумай, так ли цирк тебе мешает?». И я, маленькая девочка, сидела и думала, что я  уже артистка цирка и скорее всего надолго и навсегда.

- Работа в цирке – это прежде всего работа над собой. Ты каждый день приходишь в зал и испытываешь себя, свою силу воли. Когда ты паришь в воздухе всего пару секунд, ты ощущаешь полную свободу, будто наконец дышишь полной грудью.  Думаешь и о своих партнерах, как приземлиться правильно, ведь от твоей собранности  зависит не только твоя жизнь,  но и жизнь партнера. А вообще, сейчас цирк для меня жизнь.

Мама клоуна и акробата Николая Гармаева работала артисткой Бурдрамы, там, где и зародился бурятский цирк. Николая пригласил сам Майдари Жапхандаев.

-  Я -  артист цирка. Это мой путь. Избранный и самый верный и настоящий. Магия, наверное, в том, что каждый артист имеет одну большую цель – радовать зрителей, особенно маленьких, - говорит Николай. -  В моей профессии нет так называемого потолка и я хочу достичь максимальных высот. Да, из-за гастролей, уже два раза пропустил день рождения мамы. Но это стало самой большой жертвой во имя цирка с моей стороны. Так как я и клоун, то всегда надеюсь, что покидая цирк, публика скажет: «Веселье клоунов Батончика и Малыша так заразительно! Просто как грипп!». 

Клоун и акробат Аюр Гомбоев пришел в цирк достаточно поздно - в девятом классе, в школу приехали тренеры из Монголии, Аюр подошел по всем параметрам, пришел в цирк, да так там и остался.

- Мы дарим людям праздник. Мы как волшебники.  А если ты хоть раз стал волшебником, магия которого делает людей немного, хоть чуть-чуть, другими, разве захочешь обратно? (улыбается).

 

Сурана Ринчинова, «Республика»

фото russianstock.ru, Государственный цирк Бурятии