Министр новый, проблемы старые

 
По мнению спортивной общественности, новый министр спорта не оправдал возложенных на него надежд, а министерство занимается больше молодежной политикой нежели вопросами спорта.

 

В Бразилии сегодня проходят главные спортивные соревнования мира - Олимпийские игры. Бурятия, благодаря своим спортсменам, также имеет непосредственное отношение к этому событию. Одна из лучших лучниц России Инна Степанова на своей второй в жизни Олимпиаде завоевала серебро в командном зачете. На сегодняшний день это высшее спортивное достижение республики после золота боксера Владимира Сафронова в Мельбурне 1956 года и серебра Веллингтона Баранникова в Токио- 1964. Однако, несмотря на очевидный спортивный успех республики в жестких условиях нынешней Олимпиады, самое время вспомнить о том, что проблемы в бурятском спорте никуда не делись. И важно, чтобы сегодня они не «замылились» празднованием успеха наших лучников. 

Особенно в этом плане повезло новому министру Баиру Ангурову, который скоро отметит год на посту руководителя министерства спорта, также новой для Бурятии структуры. Серебро Олимпиады и для министра и для  самого ведомства хороший показатель эффективности, который обязательно прозвучит в годовом отчете, возможно, кто - то получит премию. Федеральный министр Мутко уже поздравил главу Бурятии Наговицына с серебром Инны и отметил большой вклад республики в развитие олимпийского движения России. Но, является ли это реальным отражением работы министерства и состояния бурятского спорта? Вряд ли. 

По - хорошему победы спортсменов в спорте высших достижений и спорт как таковой нужно рассматривать отдельно. В большом спорте слишком много нюансов, а роль республики почти нулевая. Это отчетливо видно на примере лучников и борцов. Сегодня одни предмет гордости, а вторые горечи Бурятии. При том, что, вроде бы, все являются продуктом одной и той же системы подготовки олимпийцев, за которую сегодня так хвалит Мутко. Почему же так вышло, что Инна Степанова завоевала серебро, а лучший борец республики Александр Богомоев после долгого и унизительного ожидания, шумихи в сми и громких заявлений все - таки не сможет даже побороться за медаль?

Ответ очевиден. Бурятским борцам не повезло так как лучникам, у них есть Владимир Ешеев, возглавляющий федерацию стрельбы из лука России вот уже на протяжении почти двух десятков лет. Сравнивать борьбу и стрельбу из лука по конкурентности в России, конечно, нельзя. Но наличие сильного лобби в Москве еще никому не помешало.  Есть еще и вопрос денег. Например, успех якутянина Виктора Лебедева в Бурятии принято связывать именно с ними. Однако, речь в данном случае не идет о космических средствах. Якутия в социально - экономическом плане не так далеко от Бурятии на самом деле. И те 100-200 миллионов рублей, которые, якобы, были вложены «Алросой» в Лебедева и в якутскую борьбу не такие уж огромные для нас деньги. К примеру, из бюджета Бурятии столько выделяется на содержание ШВСМ (школы высшего спортивного мастерства) и РСДЮШОР (школа олимпийского резерва) в год. Как говориться, было бы желание. Но его нет, как нет понимания, что победа куется годами, а не за пару недель перед Олимпиадой.

И если в спорте высших достижений от республиканских властей мало что зависит, то спорт массовый, который, по идее, не только должен оздоравливать и занимать население, но и выращивать спортсменов для Олимпиад и Чемпионатов Мира, то есть для защиты спортивной славы страны, полностью на совести спортивных функционеров региона. И тут проблем не просто много, нет вообще понимания куда идти и к чему стремиться. 

На посту главного по спорту на протяжении почти 15 лет находился Владислав Бумбошкин, спортсмен, тренер, но не менеджер. Именно к его менеджерским качествам были основным претензии как спортивного сообщества, так и правительства республики. Новому руководителю, уже министерства спорта, Баиру Ангурову досталось тяжелое наследство. Тотальная коррупция, покрывательство, кумовство, клановость, да много чего еще.  Скандалов в бурятском спорте традиционно больше, чем достижений. С приходом Баира Ангурова бурятский спорт связывал перемены, надежды на какие - то улучшения, но и спустя год ничего не происходит.

В спортивных кулуарах тяжело вздыхают, министр не только ничего не знает о бурятском спорте, но и менеджер из него оказался не совсем эффективный. Ангурову гораздо комфортнее заниматься вопросами молодежной политики,  на чем он, в принципе, строил всю свою карьеру в министерстве образования. Сейчас спорт находится в ведении Дмитрия Штэпы, который долго работал при Бумбошкине. Сегодня он руководит всеми кадровыми и структурными вопросами в министерстве. Соответственно, в работе ведомства практически ничего не изменилось. Сам Баир Ангуров персона для прессы очень закрытая, в отличии от своего предшественника не харизматичная. Даже в истории с неудачей Богомоева и триумфом Степановой слышно о ком угодно, только не о профильном министре. Что он думает по этому поводу, какие чувства испытывает и что для бурятского спорта все это означает, остается только гадать.

Напомним, что конкурс на место министра был не шуточным и среди претендентов были весьма уважаемые люди, с соответствующим опытом и идеями. Однако, профессиональным спортивным менеджерам, спортсменам и тренерам глава Бурятии Вячеслав Наговицын отдал предпочтение Баиру Ангурову, скромному клерку, для которого, видимо, спортивная ноша оказалась слишком тяжела. 

 
 
Ольга Степаненко, «Республика»