Партия чёрного лебедя

 
Скандал с  солисткой бурятского балета Лией Балдановой показал глубину кризиса  не только провинциального искусства, но и человеческих отношений. 

Восхищаясь красотой театра, простые зрители не  видят изнанку, никто не знает, что происходит за кулисами после того как гаснет свет, до того момента пока не рванёт. Театральные скандалы обычное  и цикличное явление не только для бурятских театров.  Редко в каких творческих коллективах бывают ровные отношения, каждый амбициозная личность, каждый хочет исполнять главные роли, а  мерило таланта вещь всегда очень субъективная. Когда же в чисто творческие разборки привносится административный аспект, становится намного хуже. 

Театр Оперы и Балета пережил немало скандалов, он пережил Лубченко, так, что можно сказать, он повидал  практически всё, что может увидеть маленький провинциальный театр на своём веку. Но скандалы не всегда плохо, скандалы, тем более выходящие далеко за пределы театра, куда - то в космос федеральных сми, означают, что театр жив.  Приезжие специалисты это тоже очень хорошо, они привносят что - то новое в творческую часть. Незабываемый след  оставили Антон Лубченко и  Азат Максутов, новый импульс в своих сферах придали опытные азиатские специалисты Но Тэ Чол и Морихиро Ивата. У нас есть  потрясающе талантливые артисты, слава которых уходит далеко за пределы республики, прекрасные Аюна Базаргуруева, Билигма Ринчинова, Лия Балданова и многие другие. Эти люди - лицо театра, звёзды, на которых идёт зритель. Таким образом, мы можем, не уезжая за пределы Бурятии, наслаждаться  качественным интеллектуальным и твореским продуктом, за это мы платим деньги. 

То, что происходит сейчас можно назвать кризисом приоритетов, когда администрация театра считает, что трудовая дисциплина важнее искусства, но причины этого конфликта гораздо глубже. В театре столкнулись две сильные, амбициозные и талантливые личности. Насколько мне известно у Лии и Морихиро  сразу как - то не задалось. Она прима,  обожаемая в Бурятии, он бывший солист Большого с международным признанием и связями. При грамотном  поведении директора, энергию этого  древнего, как сама жизнь, противостояния можно было бы обратить в искусство. Дать понять обоим, что на сцене и в репетиционном зале слово Иваты закон, а за их пределами звёздный статус Лии не обсуждается. Тогда всем было бы легче, в первую чередь театру. Но директор  Аюна Цыбикдоржиева пошла по другому пути, она полностью положилась на Морихиро Ивата, дав ему  карт бланш и полномочия, худруку не свойственные, например трудовые взыскания. Когда двое против одного, двое всегда выигрывают.  Но что даёт эта победа? 

Лично мне больно видеть как Лию Балданову пытаются  публично «поставить на место», обвиняя её в нарушении трудовой дисциплины, заставить признать, что она такая же как все, принизить  её заслуги перед театром и Бурятией. Морихиро в многочисленных интервью  говорит, что не сможет объяснить  своей труппе, если простит Лие её поступок,  и что её надо наказать, чтобы другим неповадно было. Видимо просто признать особый статус Балдановой никак не возможно. А  ведь театр не может без звёзд, как и любое искусство, как спорт, как шоу- бизнес. В скором времени это отразится на кассовых сборах, на посещаемости. Ивата тоже звезда, но он  не сможет перетанцевать все роли сам. 

Когда в театре уравниловка, когда ведущих артистов не отпускают в самостоятельные гастроли,  на съёмки клипов и рекламы, ни к чему хорошему это не приведёт. Талант нельзя приватизировать, а увольнять направо и налево слишком большая роскошь, тем более, что сами артисты хотят служить театру. Вчера, например, уволился партнёр Лии Баир Жамбалов, который также ездил на американские гастроли. 29- летнему танцору оставалось  три с половиной года до балетной пенсии. Он уедет в Питер, где продолжит учёбу и попытается устроится на работу. Сегодня  решится судьбя самой Лии, после встречи с  директором театра и министром культуры. 

И в довершении скажу, что историей балерины, которую увольняют после американских гастролей, заинтересовались федеральные сми, в той забавной части, а нет ли в этом политической подоплёки в условиях охлаждения отношений России и США.  Так, что у Лии Балдановой есть все шансы повторить судьбу Барышникова и Нуриева.