«С миру по нитке»: жители Бурятии осваивают краудфандинг

 

На что собирают деньги предприниматели и артисты из Бурятии и как к такому спонсорству относятся окружающие?

 

Скорее всего, вам знакома ситуация – у шефа намечается день рождения, и, чтобы каждому не выдумывать по мелкому подарку, вы собираете с коллег по паре тысяч рублей и идёте за дорогим и внушительным презентом. На такой же схеме основывается и процесс краудфандинга – у вас есть отличная идея, но нет на неё средств; вы красочно описываете свою мечту, и все заинтересовавшиеся могут помочь вам её осуществить.

С 2009 года, когда в России обратили внимание на такую модель спонсорства, которая уже была очень популярна в Америке и Европе, появилось огромное количество краудфандинговых площадок.  «Народные»  деньги собирают  на цели, связанные с информационными технологиями, съёмки фильмов и клипов, запись музыкальных альбомов, на развитие малого бизнеса, исследования и создание гаджетов, путешествия и много другое. Но, пожалуй, наиболее успешными становятся социальные проекты. Так, в прошлом году группа добровольцев собрала деньги на оборудование для тушения пожаров на Байкале. В обмен на «простое человеческое спасибо» неравнодушные люди со всей страны перечислили более 600 тысяч рублей, чтобы помочь  волонтёрам в борьбе со стихией.

Значительно меньше средств потребовалось для того, чтобы осуществить задумку жителей Прибайкальского района. Идея не нова, но для нас всегда актуальна – добровольцы решили собрать мусор вдоль берега Байкала. На собранные 60 тысяч они приобретут необходимый инвентарь, чтобы уже летом провести генеральную уборку береговой зоны.

- К нам присоединилось более 50 волонтёров, желающих помочь. Планируем выехать к  южной части Байкала, в район Слюдянки. Также организуем развлекательную программу для всех участников, совместим отдых в живописных местах с полезным делом, – пишут организаторы акции.

Деньги собирают не только на решение острых социальных проблем, но и, например, на культуру. К сожалению, к такому виду спонсорства в нашем регионе пока относятся скептически. Масштабная балетная постановка «Тщетная предосторожность» бурятского хореографического колледжа, не получив бюджетных средств,  решила собрать деньги методом краудфандинга через сайт planeta.ru. Однако, запущенный в конце февраля сбор не собрал и десятой части необходимой суммы.

- До окончания акции чуть больше месяца, но продвигается она очень тихо, реакции почти никакой. Реагируют, в основном, знакомые учащихся и сотрудников колледжа, - говорит менеджер по связям с общественностью колледжа Татьяна Цыренжапова.

И все же деньги на культурные проекты в Улан-Удэ собирают, без помощи современных площадок в интернете, так сказать, по - старинке. Например, обладатели интересной идеи привлекают СМИ и устраивают благотворительные концерты. В поддержку фильма «321-ая сибирская» Солбона Лыгденова уже не один раз проходили телемарафоны, а команда КВН «Хара Морин» собирала деньги на поездку в Сочи сольными выступлениями ещё до того, как её поддержало правительство.

Между тем, краудфандинговые кампании выгодно отличаются от простой благотворительности. Ведь спонсоры не только отдают свои деньги, но и получают приятные бонусы взамен. По сути, это своеобразная предпродажа товара – каждый «вкладчик» получает вознаграждение за свой взнос. Он как бы выкупает лот – от простой открытки с благодарностью до звания мецената. Создатели фильмов, например, обещают разослать копии своей ленты всем спонсорам, а музыканты приглашают на презентацию альбома, на который собирали деньги.

Например, этно-группа «Шоно», наполовину состоящая из вчерашних жителей Бурятии, для записи дебютного альбома воспользовалась краудфандинговой площадкой. В качестве вознаграждения музыканты предлагали не только диски с автографами, но и мастер-классы горлового пения и игры на хомусе.

- Такую идею предложила наш менеджер из Франции Татьяна Ламболез. Это был интересный опыт, но основную сумму мы всё-таки собрали благодаря концертам и помощи родных и близких, - рассказывает лидер группы Александр Архинчеев.

Подобный опыт получили создатели бурятского фильма «Последняя охота». Правда, на краудфандинговой площадке они собрали совсем немного средств, и, в итоге, создателям  даже пришлось продать квартиру, чтобы завершить съёмки.

Локальной неудачей завершился и другой местный проект «народного финансирования». В начале года группа улан-удэнцев зажглась идеей создать в столице Бурятии первый бар крафтового пива. Пенный напиток, который создаётся полностью из натуральных ингредиентов, уже давно популярен в западной части России.  Но привить культуру «крафта» в нашей республике пока не удалось -  вложиться в пивной бар практически никто не решился.

Стоит признать, что пока процент реализованных  краудфандинговых проектов в Бурятии очень не велик. Гораздо лучше дела, к примеру, обстоят в соседнем Иркутске. Самый свежий пример – групппа Two Siberians, улан-удэнцам знакомая под названием «Белый острог».  Музыканты собрали уже больше трети необходимой суммы на выпуск альбома «Сибирская сюита». Для продвижения кампании они задействовали знакомство с известными российскими музыкантами – проект просят поддержать Гарик Сукачёв, Сергей Галанин, Артемий Троицкий и Валдис Пельш.

Уже сейчас можно предположить, что иркутским музыкантам свой проект удастся окупить только благодаря поддержке поклонников.  Гораздо меньше шансов «увидеть свет» у фильма об экстрасенсах на Байкале или у сборника стихов медиков Бурятии.  Оба проекта вышли на площадку народного финансирования уже давно, но собрать необходимой суммы так и не удаётся.

Впрочем, всё ещё возможно.  Практика показывает, что «продать» аудитории можно даже самую бредовую бизнес-идею. Важно только найти правильный подход, а этому бурятским стартаперам придётся ещё поучиться. Хотя бы у тех же иркутян.

 

Елена Калашникова для «Республики»