Северобайкальск - потерянный город на краю моря

 

О том, как самый красивый город Бурятии мог стать туристической меккой, но не стал, и почему республика сегодня судорожно пытается удержать север в своем составе. Удивительно, но одно вытекает из другого. Если бы бурятскому северу уделялось немного больше внимания, можно было не только избежать многих проблем, но еще и заработать на этом. Конечно же, мы говорим о туризме. 

 

Видео Андрея Аносова, канал U2Live

Когда в Бурятии, с приходом Вячеслава Наговицына, строили большие планы на туристическую отрасль, о северном побережье как - то забыли. И вместо того, чтобы вкладываться в уже готовую инфраструктуру того же Северобайкальска, прекрасного северного города на берегу Байкала, да еще и с развитой транспортной сетью (в город можно попасть самолетом, поездом и на машине),  власти республики предпочли зарыть несколько миллиардов в песок дикой Турки, вокруг которой одни деревни, а до ближайшего города - Улан-Удэ добрых полторы сотни километров. 

Сейчас у нас ни Северобайкальска, ни Турки. Хотя, как бы расцвел этот город, построенный бамовцами три десятка лет назад. Широкие ленинградские проспекты, чистые, тихие улочки и дворы. В свое время Северобайкальск считался жемчужиной БАМа и должен был со временем стать центром туризма не только в республике, но и во всей Восточной Сибири. С теми деньгами, что вложили в туристическую зону, в Нижнеангарске, поселке - спутнике, можно было бы расширить аэропорт, а в самом городе построить высокие белые отели с прекрасным видом на залив. Туда точно потянулись бы иркутяне, красноярцы и новосибирцы, которые и так отдыхают дикарем. А какие возле Северобайкальска прекрасные целебные источники? Гоуджекит, Дзелинда, Хакусы… 

Сложно представить сколько денег мог бы заработать город с такой фактурой, с таким местоположением, находящийся на перепутье нескольких дорог. Сколько можно было создать рабочих мест, как расцвел бы бизнес. За счет одного проекта можно было бы решить столько проблем северян. Экономика потянула бы социалку. Усовершенствованный аэропорт позволил бы снизить авиатарифы, облегчить сообщение не только с другими городами, но в первую очередь с Улан-Удэ. Никто бы не кричал сегодня о заброшенности и оторванности от Бурятии.  Кроме того, со временем можно было бы связать и север и юг Байкала одним туристическим маршрутом по воде, а там и до развития Турки бы дошла очередь. Заметьте, у иркутян такого преимущества никогда не было.

Но не случилось. Город потихоньку умирает, после ухода РЖД из основных сфер, как и весь БАМ, а жители винят в этом бурятские власти, перманентно порываясь выйти из состава Бурятии и убежать в Иркутскую область. Недавно жители Северобайкальского района и города Северобайкальск вновь начали сбор подписей за выход из состава Бурятии. Вторая в этом году волна сепаратизма началась аккурат после визита Вячеслава Наговицына в этот самый северный район.

Список требований все тот же  - дороги, почта, медицина, тарифы, цены. Решать эти вопросы нужно, а сейчас так даже поздновато. Еще десять лет назад ситуацию можно было бы переменить. 

“Если честно, север Байкала в отношении туристическом нами потерян очень давно. Не хочется говорить «безвозвратно», но если сохранится статус-кво, то именно к такому мы и придем. Сейчас все туристические потоки в Северобайкальский район и Северобайкальск завязаны исключительно на Иркутск: даже водным путем иркутянам попасть на север Байкала гораздо легче: «Комета» ходит дважды в неделю. Кстати, в этом есть возможность для увеличения турпотока из Бурятии. Да, речной порт Улан-Удэ уже давно не работает по прямому назначению, но в эксплуатацию сдан порт Турка в границах ОЭЗ «Байкальская Гавань». И вот тут как раз появляется возможность создать новый поток, обеспечив заодно и дополнительную загрузку «Байкальской Гавани»”, - говорит эксперт “Республики” не теряющий надежды на развитие ОЭЗ,а  потому не называющий себя.

Несколько лет назад свои планы на территорию озвучивал известный бизнесмен, стартапер от Бога Сергей Выходцев (основатель брендов «Инвайт», «Быстров» и Velle). К сожалению, бизнесмен буквально на днях скончался в возрасте 47 лет.  В его планах было строительство сафари-парка в районе. С таким предпринимательским чутьем как у него казалось, что проект уже совсем скоро стартанет, а Северобайкальск станет северным Монте-Карло. Но уже через несколько лет он предпочел от проекта отказаться, в том числе и потому, что долгое время не мог найти общий язык с республиканскими властями. 

Важно понимать, что Выходцев стартовал в одно время с «Байкальской Гаванью» в Турке, и выбрал талантливый бизнесмен север Байкала, а не юг. Это о многом говорит.

Говоря о дальнейших перспективах Северобайкальска, вопрос коммуникации между бизнесом и властями в Бурятии всегда был и остается весьма болезненным, а районные инициативы редко ставились во главу угла. Сегодня в Северобайкальском районе разработано несколько туристических маршрутов. На стадии поиска инвестора находится амбициозный проект по строительству горнолыжной базы “Большая Медведица”.  

“Вопрос в другом: собственных сил Северобайкальска и Северобайкальского района для продвижения своих туристических предложений явно не хватит. То есть нужна региональная поддержка как минимум. Вот только пока со стороны правительства Бурятии таких «телодвижений» не наблюдается, даже агентство по туризму разукрупнили, сведя до комитета в составе Минэкономики. Как, впрочем, и в отношении других туристических кластеров Бурятии, которые логичнее было бы объединить «под одной крышей» условного «проектного офиса». Другое дело, что управление проектами у нас в зачаточном состоянии”, - сокрушается эксперт.

Разделяют мнение эксперта и жители бурятского севера - без вмешательства исполнительной власти на региональном уровне, без лоббирования интересов северян на уровне федерации район так и останется “перспективным”, но заброшенным и малолюдным. А туристский потенциал северного Байкала будет приносить доход соседям - иркутянам и красноярцам, которые сегодня с удовольствием охватывают незаполненную нишу.

 

Соелма Сандакдоржиева, «Республика»