Спасение Байкала стало модным

 

Обнаженные фотосессии, рок-фестивали, массовые флэшмобы, граффити на стенах и даже акции протеста с дымовыми шашками. Все это находится в арсенале общественников, которые уверенно заявляют о стремлении спасти Байкал. Кто, от чего, как и спасает ли на самом деле наследие ЮНЕСКО, разбиралась «Центральная».

 

В Бурятии сегодня действует около десятка различных общественных организаций и движений, выступающих в защиту озера Байкал. Самые известные из них: региональное общественное движение «Хранители Байкала», БРО по Байкалу, РОО «Дети Байкала», в том числе и пришедшее к нам из Иркутска «Байкальское экологическое движение» и многие другие. В последнее время появилась тенденция к созданию новых, так называемых экологических объединений. Как заявляют их лидеры, новые организации некоммерческие и существуют лишь на общественных началах. К таковым относятся появившаяся на свет в апреле 2017 года «Новая энергия» и «За священный Байкал» - детище, рожденное в конце 2016 года.

Деятельность некоторых общественников настолько бурная и агрессивная, что возникает немало вопросов, а способны ли вообще такие методы спасти Байкал? На этот счет мнением поделились сами активисты.

Чего хотят общественники

Больше всего вопросов и интереса вызывает деятельность в Бурятии загадочной «Новой энергии». Организация создана известными кэвээнщиками и спортсменами. Главный лозунг «Во имя Байкала не дадим построить ГЭС в Монголии». Это молодежное объединение, которое прославилось нестандартным подходом в привлечении внимания к проблемам озера Байкал. Например, жителей республики призывали подписываться кровью против ГЭС, раздавали наклейки на автомобили с той же темой, рисовали граффити на городских стенах, во дворах. Они даже устроили акцию протеста на улан-удэнском мосту с применением дымовых шашек.

Сейчас вопрос о строительстве ГЭС отложен. Но «Новая энергия» пока не умеряет пыл. Как рассказал «Центральной» ее лидер Иван Логинов, пока возведение ГЭС не отменили полностью, борьба продолжится. Вопрос по ГЭС обсуждается Россией и Монголией уже более 3 лет. Но очередную приостановку проекта молодежь из «Новой энергии» причисляет именно себе в заслуги.

«Думаю, что не покривлю душой, если скажу, немалая доля такого внимания к проблеме, в том числе, федерального центра – это наша заслуга. Давайте вспомним, что еще весной эта тема в России развивалась ни шатко, ни валко. Должны были пройти слушанья в Иркутской области, о которых люди узнали бы из сообщений СМИ. Скучных сообщений, в формате – то-то и то-то произошло там-то, выступил тот и тот. Нас с единомышленниками не устроило такое положение вещей. Если с нашей родиной собираются что-то сделать, что отрицательно скажется на природе, экосистеме, качестве жизни, то у нас, по крайней мере, есть право высказаться. Высказаться громко и ярко, чтобы привлечь максимальное количество внимания к проблеме. Именно поэтому, мы с товарищами придумали общественную организацию «Новая Энергия», придумали проект «СТОПГЭС». В них мы вложили душу, подошли эмоционально, по молодежному, но все-таки, как профессионалы», - пояснил Иван Логинов.

«Новая энергия» считает своей аудиторией молодежь и более старшее поколение – всех, кто смотрит YouTube, подписаны на паблики в соцсетях и на «ты» с интернетом.

Свои яркие митинги и акции «Новая энергия» считает удачным ходом к привлечению внимания общественности к проблеме. Они пишут песни против ГЭС, снимают видеоролики, клипы, издают листовки и даже побывали один раз на общественных слушаниях в Иркутской области.

На вопрос, чего же в конечном итоге пытаются добиться, активисты «Новой энергии» говорят о развитии новых идей привлечения внимания. Но планы в целом размыты. Например, то ли это будет внедрение экологической этики среди наших граждан, то ли взаимодействие с правительством РБ. Недавно организация дала большое интервью на федеральном канале (эфирное время рассчитывается от 100 тыс. рублей за 5 минут). Но на вопрос о спонсорах всех явно дорогостоящих акций, «Новая энергия» поясняет, что спонсоров нет.

«Поездки, видео, это все сделано на собственные средства. Единственное с чем нам помогали, это наклейки, баннеры. Помогали наши бурятские бизнесмены», - объяснил лидер организации.

При этом, по словам Ивана Логинова, профессионалов в области экологии в «Новой энергии» нет. Но организация пыталась сотрудничать с ведущими экологами Бурятии, не получилось.

«Они как-то ревнуют нас, что-ли. То есть, они много-много лет занимаются проблематикой, а потом приходят молодые и активные ребята и ставят все с ног на голову. Но именно в этом их слабость. Они общаются со специалистами, работают для специалистов. У них «птичий» язык, их новости и события просто не интересны обычному гражданину. Я их уважаю и всегда отмечаю важность их работы, но они предпочитают не сотрудничать, на их взгляд, с «профанами», - добавил Логинов.

Коллег по цеху (другие общественные организации в сфере спасения Байкала) «Новая энергия» считает протестными и с политическим окрасом. Себя же активисты организации к политическим кругам не причисляют.

К чему стремятся экологи

Экологи же в основной массе просто в недоумении от действий многих общественников. Как пояснила эколог, заместитель директора Эколого-биологического центра Министерства образования и науки Республики Бурятия Наталья Тумуреева, к мнению профессионалов народные активисты даже не собираются прислушиваться.

«Я согласна не со всеми мнениями и утверждениями, которые выдвигают общественные организации, подобные «За священный Байкал». У меня такое двоякое мнение вообще по поводу создания таких организаций. Кто-то создает их по велению сердца, потому что искренне хочет спасти Байкал. А кто-то – для того, чтобы пропиарить свою персону. У меня не вызывают негативных чувств такие люди. Они просто не способы дискредитировать нашу работу, как профессиональных экологов. Хотя, бывает, что некоторые выступления общественников могут нанести урон нашей деятельности. Надо понимать, что в таких организациях по крайней мере в тех, что сейчас существуют и активно себя проявляют, нет профессиональных экологов. Высказываясь о том или ином вреде Байкалу, от которого они защищают озеро, они просто от незнания говорят вещи, не соответствующие действительности. Например, по водоохранной зоне. Я считаю, что ее нужно сократить, но не так сильно, как предлагается. Это необходимо для жизни населения на побережье. А вот общественники выступают против сокращения зоны. К тому же не раз меня обвиняли в продажности активисты таких движений. Причем это говорили люди, которые даже ничего не знают обо мне и моей работе в области экологии», - рассказал Наталья Николаевна.

Также экологи Бурятии не раз говорили о том, что конструктивного диалога со «спасителями Байкала» не получается. Профессиональное, экспертное мнение активисты почему-то открыто принимают в штыки. При попытке экологов наладить контакт и сотрудничество с общественными организациями, получается конфликт. Например, немало вопросов вызвал митинг организации «За священный Байкал», где активисты призывали граждан не допустить расширения границ водоохранной зоны. При этом их аргументы на экспертный взгляд явно путались с понятием Центральной экологической зоны. Что совершенно разные вещи. А «Новая энергия» и вовсе на слушаниях в Иркутске вдруг заявила ученым мужам, что в Бурятии обошли стороной общественные слушания по ГЭС. Хотя в республике слушаний было целых три, еще до рождения самой организации.

К тому же, по мнению некоторых экологов региона, деятельность общественников все больше похожа на чистую саморекламу. Проведение митингов и сбор подписей превращены в шоу, а дальнейших действий, например, проявления инициативы, озвучивания конкретных предложений по решению проблемы, нет.

На чьей стороне правда в этой ситуации определить трудно. Однако, судя по нулевым результатам деятельности общественников, можно говорить пока об отсутствии истинного стремления что-то спасти. Напрашивается вывод, что заявления о том, что благодаря флэшмобам, митингам или пиаракциям конкретного движения удалось решить какую-либо экологическую проблему, ни что иное, как акт популизма.

Вредительство под видом спасения

Пока никто из общественных организаций, занимающихся проблемами сохранения Байкала, так и не смог четко указать на того «демона», с которым они борются. Все формулировки часто расплывчаты. Даже, если какие-то организации и пытаются создать видимость бурной деятельности, все это только для красивой картинки.

К тому же еще ни одно общенародное спонтанное шоу не приносило реальных плодов для изменения экологического законодательства. Вспомнить хотя бы танцы студентов в центре Улан-Удэ против спирогиры, раздача листовок прохожим с призывом очищать берег от мусора или известная на весь мир акция, когда жители столицы Бурятии выстроились на улице так, что получилась фраза «Спасем Байкал», чтобы остановить его обмеление. СМИ, фотографы, блогеры были в восторге – снимки этого флэшмоба облетели весь мир и стали частью модного течения. Но едва ли они могли реально помочь решить проблемы окружающей среды. Общественность мало что может сделать, здесь все зависит от конкретных политиков и ведомств.

Вообще, во всем мире сегодня стало модным превращать любую глобальную проблему в удивительное красочное шоу. И это носит развлекательный характер, привлечение внимания к проблеме, ее рекламирование – это ход, где слишком много «показухи». Тенденцию подхватывают политики, медийные лица, бизнесмены, ведь это отличный способ самопиара. И в результате, на экологических проблемах могут заработать все, включая и тех, кто иногда создает свое ангажированное общественное движение под лозунгом «спасти природу». Кстати, таковые, действующие во имя сохранения экосистемы Байкала, очевидно, есть и в Иркутской области, и в Бурятии.

Кстати, в Иркутске с этой темой даже «жарче». Трубить об экологии сегодня не просто важно, это еще и модно. Например, 21-летняя иркутская модель Лиана Клевцова периодически устраивает голые фотосессии ради спасения окружающей среды, животных или же акции с раздеванием в общественных местах. Экологии это принесло пока мало пользы, зато девушка прославилась на всю страну и получается дорогостоящие контракты.

Рождается и другой вопрос, может быть стоит спасать Байкал от некоторых малокомпетентных общественников? Или просто относится к их действиям менее серьезно, как к порции зрелищ.

 

Татьяна Иванова, «Центральная газета»