Стратегия от PEMANDU

 
В Бурятии будут внедрять малазийский опыт стратегического государственного управления.

 

Концептуально новая система управления придет в Бурятию одной из первых в стране. Республика готовится стать пилотным регионом этого амбициозного проекта, предложенного президентом Путиным. Инициатором проекта в Бурятии называют врио главы Алексея Цыденова, который “привез” проект из минтранса России, федеральной структуры, давно занимающейся проектным управлением.

На пути к экономическому чуду

Система проектного управления, а именно так будет называется новый метод, является прорывным и уже несколько лет применяется в Малайзии – стране, которая за последние годы активно набирает позиции на мировом финансовом рынке. Ее автором можно считать специально созданный для восстановления экономики институт PEMANDU. За 8 лет стране удалось увеличить ВВП на 50% и создать почти 2 млн. рабочих мест при общей численности населения в 30 млн. человек.

О внедрении новых принципов управления говорили еще год назад. Тогда рабочая группа под руководством президента «Сбербанка» Германа Грефа представила, Владимиру Путину доклад «о неэффективном госуправлении». В частности в нем говорилось о том, что региональные госаппараты утопают в поручениях президента и не могут качественно их исполнять.

Тогда президент сообщил, что стране необходима новая система управления, которая будет базироваться на проектном принципе. Возглавит ее лично Владимир Путин. Очевидно, что в качестве ориентира был выбран малазийский институт PEMANDU, так как руководители и сотрудники федеральных ведомств и региональных правительств уже проходят обучение и стажировку с инструкторами этого института в Москве и Малайзии. Есть такие люди и в правительстве Бурятии, а также в региональном отделении Росавтодора - УПРДОР “Южный Байкал”.

В чем же заключается суть новой системы? Если говорить упрощенно, то в ее основе лежит несколько главных принципов: Правильная расстановка приоритетов между целями и стратегией, многоуровневый подход к процессу стратегического планирования, а также комплексное, но при этом последовательное, решение задач.

Внедрение системы обычно начинается с самого верха – руководителей, необходимо изменить их стандартную модель поведения.

Большие и быстрые результаты

Для достижения результатов в системе используется методика BFR (Big Fast Results – большие быстрые результаты) состоящая из 8 шагов.

На практике это выглядит примерно следующим образом. Возьмем за основу проект строительства третьего моста через Уду, начало  которого запланировано на 2022 год.

В случае традиционного подхода, применяемого сегодня, в ответе за проект будет министерство транспорта, энергетики и дорожного хозяйства Бурятии, в частности сам министр транспорта. Будет собран специальный комитет, курирующий проект и занимающийся всей бумажной работой и согласованием с инвесторами, министерствами, общественными организациям. При этом, задействованные люди, помимо работы над проектом будут выполнять свои прямые обязанности в министерстве, готовить отчеты, проводить проверки других объектов. То есть их погружение в процесс будет неполным.

В случае , когда в дело вступает проектное управление, за проект будет отвечать уже не министр, а менеджер. Понятно, что такой человек при отсутствии других обязанностей будет полностью погружен в работу и сделает ее качественно. Под его началом будет создана рабочая группа, в которой будут состоять не только работники министерства транспорта, но и экономисты, экологи, инженеры, общественные организации и проч. Это позволит в разы сократить временные затраты, так как при необходимости, проблемы будут решаться внутри группы, а не путем направления запроса в соответствующий орган.

Например, нам необходимо сделать экологическую экспертизу. В первом случае мы направим запрос в министерство природы и будем дожидаться ответа. Тогда как во втором случае мы берем инициативу в свои руки и поручаем организацию данной процедуры кому-то из рабочей группы, желательно работнику минприроды. Он уже понимая все процедуры идет в министерство и весь свой рабочий день проводит в попытках как можно быстрее начать необходимую процедуру.

Бурятские реалии

Плюсы системы очевидны, но есть ли минусы? В самой системе их почти нет, она зарекомендовала себя как эффективная во многих сферах деятельности, в том числе и государственном управлении.

Проблемы могут возникнуть там, где их не ждут. Процедура внедрения системы почти наверняка будет крайне болезненной. В Малайзии на этот счет есть  масса отрицательных историй.  Однако в Океании Малайзия –  единственная страна, не считая Сингапура, сохраняющая инвестиционный рейтинг своих долговых обязательств, и имеющая довольно высокий инвестиционный рейтинг «А-». Это говорит о том, что многие решения, принятые правительством Малайзии, были непопулярны, но крайне эффективны. Тоже самое может случиться и у нас, а зная нашу политическую элиту, можно смело утверждать, что ни одна значимая сила не останется в стороне от этого потенциального конфликта, что в итоге может принести нестабильность в регион.

Другой немаловажной проблемой станет недостаток квалифицированных кадров. Система требует прогрессивного мышления и нестандартных подходов. Тогда как многие министерства не заинтересованы в работе на результат, для них зачастую важны только целевые индикаторы, которые не всегда правильно отражают действительность.

 

Владимир Базов, «Центральная газета»