"Светофор" готов поделить продуктовый рынок Бурятии

Заход в Бурятию федерального дискаунтера “Светофор” может ознаменовать новую эпоху на рынке продовольственных товаров республики. Похоже, страшный сон местных ритейлеров начал сбываться.
 
Конец “Абсолютам” и “Титанам”?
 
Конечно всего один магазин, пусть даже большой и очень дешёвый, не сможет пошатнуть позиции местных монополистов. Суммарное количество магазинов, приходящихся на долю Титана и Абсолюта уже перевалило за полсотни, 32 и 26 магазинов соответственно, причём большая их часть расположена в Улан-Удэ. Это очень много для города с населением в 400 тысяч человек. Такого нет наверное уже нигде после экспансии регионов крупными федеральными ритейлерами. Для сравнения, “Светофор” в своём родном Красноярске имеет всего 10 магазинов, ещё 50 по стране от Томска до Иркутска. Однако уже то, что федеральные сети стали уходить в бедные регионы с низкой покупательной способностью населения - серьёзный знак для местного бизнеса, и не только для ритейлеров. 
 
Почему это происходит именно сейчас? Все прошлые попытки иногороднего бизнеса занять нишу на рынке продуктов Бурятии терпели крах. Хороший и единственный тому пример иркутский “Бонус”, который заходил к нам на заре формата кэш энд кэри, с хорошим обслуживанием, но высокими ценами, и оттого быстро закрылся. Вскоре позиции “Бонуса” ослабли и в самом Иркутске. Таким образом особое положение “Титана” и “ Абсолюта” в Бурятии в течении более десяти лет обуславливалось “неинтересностью” республики для федеральных сетей, в основном из- за плохой демографии и низкой покупательской способности населения, проще бедности. Сравнительной бедности конечно же, ибо на первый взгляд толпы людей с тележками доверху набитыми продуктами в “Абсолюте” на мысли о нищете не наводят. Однако жителям Бурятии плохо знакомы масштабы настоящего, “взрослого” потребления. 
 
Но времена меняются, особенно в кризис. Специалисты считают, что сегодня точь в точь повторяется сценарий 2008- го года, когда, затянув пояса, столичный продуктовый бизнес яростно двинулся в регионы. Пусть небольшой, но всё - таки рынок продовольственных товаров есть в любом регионе. В Бурятии оборот этого рынка в 2013 году составил почти 64 миллиарда рублей, причём на долю Улан-Удэ пришлось не менее 43 миллиардов рублей. Для сравнения: в Омской области эти цифры в четыре - пять раз выше. И всё равно, ну кто же откажется отщипнуть кусочек от этого пирога? “Ашан” побрезгует, шкурка выделки не стоит, а вот для таких как “Светофор” самое оно. 
 
Дерзкий “Светофор”
 
Специалисты квалифицируют “Светофор” как агрессивный и жёсткий дискаунтер, который открывает новые точки каждый месяц примерно с конца прошлого года. И эта динамика продолжится. По данным Байкалфинанс, “Светофор” обещает открыть ещё четыре магазина в Бурятии, судя по тенденциям, случится это к концу года. Для того, чтобы выйти на рентабельность продуктовому варягу нужно открыть не менее 90 магазинов по всей стране. Именно большие обороты позволяют дискаунтерам получать скидки у производителей, что вкупе с минимальными издержками и тотальной экономией буквально на всём делает цены в этих магазинах ниже рыночных. Ещё недавно казалось, что дешевле, чем в “Абсолюте” цен быть не может, оказалось, что может. 
 
Любопытно, что о заходе в Бурятию “Светофора” сми узнали от генерального директора “Амты” Юрия Руковишникова ещё в начале лета. Напомним, что совсем недавно Руковишников являлся исполнительным директором ангарского “Каравая”, и после покупки им “Амты” переехал в Бурятию. По сути “Каравай” - это тоже сеть, и в Бурятии она составляет хорошую конкуренцию местным производителям, а после покупки кондитерской фабрики и вовсе может стать монополистом. В интервью Байкалфинанс Руковишников намекнул на то, что со “Светофором” в Иркутской области их связывают тёплые деловые отношения.
 
- Мы встречались с представителями красноярской сети « Светофор » несколько недель назад. Это крупная и динамично развивающаяся сеть супермаркетов, которая планирует в ближайшее время открыть пять магазинов на территории Бурятии и продвигаться ещё дальше на восток: в Хабаровск и Владивосток, - рассказал Юрий Руковишников.
 
Возможно, красноярцы хотели узнать, как это, бизнес по - бурятски, и, получив положительный ответ, решили попробовать. Если всё будет круто, следующие на очереди Северобайкальск, Кабанск, Гусиноозёрск и Кяхта. Опыт показывает, что “Светофоры” работают даже в городах с населением до 100, а то и до 50 тысяч человек. 
 
Если пример “Светофора” окажется положительным, за ним придут ещё несколько. Похоже, нашим сетям надо готовиться к войне за покупателей, пересмотреть ассортимент, ценовую политику, сделать акцент на сервис, возможно уйти в другой сегмент. Покупатели от этой войны только выиграют а вот для бизнеса настанут тяжёлые времена. Мелкие торговцы, особенно в районах, просто закроются, а для местных товаропроизводителей на полках “Светофора” вряд ли найдётся место. Для власти это тоже головная боль, одно дело когда можно решить проблему, поговорив с депутатами горсовета, другое с безымянными акулами дискаунта в Красноярске.